Имя и фамилия: | Гузель Яхина |
Отчество: | Шамилевна |
ФИО на английском: | Guzel Yakhina |
Год рождения: | 1977 |
День рождения: | 1 июня |
Возраст: | 42 |
Место рождения: | Казань, Россия |
Род деятельности: | писательница |
Зодиак: | Близнецы |
Восточный гороскоп: | Змея |
Соцсети: | Facebook Instagram Wikipedia |
Биография Гузели Яхиной
Гузель Яхина – российская писательница, автор знаменитого романа «Зулейха открывает глаза» о нелёгкой судьбе хрупкой татарской женщины, на долю которой выпали ужасы сталинской ссылки, преодолевшей жестокость и равнодушие близких и вынужденной принести страшную жертву во имя Жизни.
Детство
Гузель Яхина родилась 1 июня 1977 года в Казани, в типичной для того времени советской интеллигентной семье – мама-врач и папа-инженер. Помимо нее в семье воспитывались еще шестеро детей. До трех лет Гузель говорила только по-татарски, русский пришел в ее жизнь вместе с детским садиком.
Девочка с самого детства тяготела к творчеству, прекрасно рисовала и училась в художественной школе. Литературный дар Гузель унаследовала от дедушки, который придумывал для любимой внучки сказочные истории. Дедушкины сказки и увлечение классической литературой стали основными факторами формирования личности будущего писателя. Девочка мечтала стать киносценаристом, и уже в старших классах школы она начала писать рассказы, многие из которых впоследствии вошли в её книги.
Гузель рассказывала, что со стороны мамы ее родственники – татары деревенские. Через их быт она впитала старинные татарские суеверия, отголоски языческих верований. Отец же ее – выходец из рода городских, казанских татар, буржуазной семьи с аристократическими традициями вроде званых ужинов и фортепианных вечеров. Если в деревне она была старшей дочерью, вынужденной ухаживать за младшими, то в семье отца ее, напротив, считали младшей и опекали. Такая двойственность оказала сильное влияние на становление личности Гузели.
После школы Гузель поступила в Казанский университет, а окончив его, переехала в Москву. По специальности Гузель работать не довелось, в столице она стала заниматься маркетингом и рекламой.
Первые произведения
В начале 2000-х годов Яхина смогла сделать шаг к своей детской мечте и поступить в Школу кино. Совмещая работу в PR-агентстве и учёбу на сценарном факультете, Гузель писала рассказы, которые пыталась издать.
Рассказ «Винтовка» был напечатан в журнале «Нева» в 2014 году, а повесть «Мотылёк» размещена на сайте Проза.ру зимой этого же года. Читатели были неоднозначны в своих оценках творчества молодого татарского писателя, многим из них понравилась эмоциональность произведений и самобытность автора, но другие рецензенты отмечали ошибки в построении фраз, спорные метафоры и неточности описаний исторических событий.
Зулейха открывает глаза
В конце 2014 года Гузель Шамилевна закончила работу над своим первым романом, но издатели не заинтересовались произведением, и она была вынуждена прибегнуть к помощи литературного агента. В 2015 году роман «Зулейха открывает глаза» наконец был опубликован в издательстве АСТ.
Для многих читателей роман стал шокирующим откровением о сталинских временах, об ужасах, которые выпали на долю миллионов людей, а также о жертвах, которые им пришлось принести во имя будущего своих детей.
Общество встретило роман восторженно. Написанный живым эмоциональным языком, он быстро стал популярным не только в России, но и в других странах. За это произведение Гузель Шамилевна была удостоена престижных премий («Большая книга», «Книга года» и др.). Произведение переведено на 20 языков мира, по нему было поставлено несколько спектаклей в районных и республиканских театрах.
Критика
Большинство рецензентов были благосклонны к писательнице; такие литературные критики, как Павел Басинский, Екатерина Владимирова, Ольга Ханенко и Галина Юзефович отнесли роман к исторической прозе.
Литераторы назвали роман реквиемом по жертвам тоталитарного режима, отметили живость и натуральность характеров героев, а также философичность произведения и посыл Яхиной, которая буквально заклинает современников не допустить ошибок прошлого.
Особенно критики отметили персонаж Упыриху, красноармейца-убийцу и саму тихую маленькую Зулейху, а также язык произведения, содержащий точечный вкрапления татарских слов и словарь к ним, чтобы читатель мог лучше понять смысл книги.
Другая часть литераторов категорически не была согласна с мнением первой. Драматург Рабит Батулла яростно выступил против того, чтобы Яхину называли татарской писательницей, отметив, что характеры персонажей надуманны и неправдоподобны, а описание татарского быта и традиций не соответствуют действительности и являются проявлением неуважения ко всему татарскому народу.
В доказательство своих слов Батулла приводит отрывки из романа, когда Зулейха хоронит детей в гробах, в которых прячет пшеницу. Как известно, мусульмане не хоронят покойных в гробах, а заворачивают их в подобие савана, а женщинам-мусульманкам на кладбище ходить нельзя.
С Батуллой были согласны и другие критики; так Руслан Айсин назвал роман апологией бездуховности и лжи, подчеркнув, что основной посыл автора – это воспевание страданий, выпавших на долю молодой женщины, нездоровое смакование их и желание героини выжить, пускай даже ценой предательства. Татарские литераторы и историки выступают против того, чтобы ставить имя Гузели Яхиной в один ряд с такими татарскими писателями, как Амирхан Еникеев, Юсуф Акчурин и Эдуард Касимов.
Дети мои
Второе, долгожданное произведение писателя вышло в 2018 году. Роман-притча «Дети мои» перекликался с судьбами реальных людей и историческими событиями России начала 20-х годов.
Главный герой книги – поволжский немец, отшельник и сказочник Якоб Бах, чья сказка превратилась мистический кошмар, от которого он пытается уберечь свою дочь. Столкновение двух миров, двух реальностей, желаемой и настоящей, приводит к непредсказуемым событиям, не отпускающим внимание читателя от первой до последней страницы книги.
Как и первое творение Яхиной, роман «Дети мои» получил неоднозначные отзывы критиков, но в целом литераторы отметили мастерство Гузель Шамилевны, её талант сказителя, метафоричность образов и умение передать гнетущий и мрачный дух той эпохи.
Личная жизнь Гузель Яхиной
Писательница живёт в Москве, о подробностях личной жизни Гузель Шамилевна предпочитает не распространяться, приводя известное высказывание о том, что личность писателя характеризуют только его произведения.
По некоторым данным, Яхина замужем за московским предпринимателем и воспитывает дочь.
Гузель Шамилевна называет себя российским писателем, в сферу её интересов входит история раннего СССР – именно этот период она называет ключевым в истории России, об этом периоде и его влиянии она собирает материал для своих следующих произведений.
Гузель Яхина сейчас
В конце 2018 года была начата работа над экранизацией первого произведения писательницы. За художественное воплощение этого сложного произведения взялся Егор Анашкин, в проекте принимают участие Сергей Маковецкий, Роман Мадянов, Роза Хайруллина и Александр Баширов. В роли Зулейхи зрители увидят Чулпан Хаматову, а в роли сына этой хрупкой татарки, на долю которой выпали и физические, и нравственные страдания, снимется Семён Шкаликов. Съёмки картины проходят в Татарстане, на берегу Камы в живописных Лаишевских местах.
https://www.youtube.com/watch?v=Bthwxc_HlS6
Также стало известно, что киностудия Алексея Учителя приобрела эксклюзивные права на экранизацию романа «Дети мои». Планировалось, что писатель примет участие в работе над сценарием, но в своём интервью для издания «Известия» в феврале 2019 года Гузель объявила, что отказывается от сотрудничества со сценаристами, объяснив своё решение нехваткой времени и началом работы над своим следующим произведением. О том, когда начнутся съёмки проекта и какие актёры примут в нём участие, не сообщается.
Замечательно уже то, что она поднимает и исследует эти не простые темы. Тем более, что в художественно-эмоциональном аспекте, это дополнительный респект. Другое дело, что необходимо конечно и дальше оттачивать свой художественный стиль, не допуская художественных и логических противоречий. Ждём от неё ещё чего то боле значительного, важного и эпохального для всей России. Художественно и исторически отточенного и не противоречивого. Главное, чтобы не скатиться во что то мелкое в угоду дня и моде