Имя и фамилия: | Луи Фюнес |
ФИО на английском: | Louis de Funes |
Год рождения: | 1914 |
День рождения: | 31 июля |
Место рождения: | г. Курбевуа, Франция |
Род деятельности: | актер, зарубежный актёр |
Рост: | 164 см. |
Зодиак: | Лев |
Восточный гороскоп: | Тигр |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Луи де Фюнеса
Луи де Фюнес – блистательный французский комик с мировым именем, киноактер, режиссер, автор сценариев. Его искрометный юмор и неподражаемые образы, созданные на экране, по сей день радуют поклонников таланта актера. Тем не менее, он стал знаменитым уже в немолодом возрасте и при жизни не снискал серьезных кинематографических наград, лишь в 1980 году был удостоен премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Являлся кавалером Ордена Почетного легиона с 1973 года.
На фото: Луи де Фюнес
Сейчас его день рождения французы считают своим национальным праздником. В 2019 году кинематографическое мировое сообщество отметило 105 лет со дня рождения великого комедийного актера ХХ века.
Детство и юность: Курбевуа – Париж
Третьего ребенка, родившегося летом 1914 года в аристократической семье Карлоса Луиса де Фюнеса и Леонор Сото де Галарца, нарекли Луи Жерменом Давидом.
Местечко Курбевуа неподалеку от Парижа родители мальчика избрали местом проживания после побега из Испании, где оба родились.
Их родственники-аристократы считали, что влюбленные не пара друг другу, и, чтобы официально пожениться, Карлос и Леонор сбежали из Севильи во Францию. В 1906 году появился на свет их первенец, дочь Мари, или, по-домашнему, Мина, а в 1910 – старший сын Шарль. После рождения Луи семья переехала и жила в коммуне Бекон-ле-Брюйер.
Леонор, мама Луи де Фюнеса
Здесь Карлос, известный у себя на родине юрист, не имея возможности заниматься адвокатской практикой во Франции, переквалифицировался в изготовителя искусственных изумрудов, чтобы суметь прокормить семью. Темпераментная испанка с примесью португальской крови стала вести хозяйство и воспитывать троих детей.
Маленький Луи де Фюнес с сестрой
Младший сын был ее любимцем, хоть не вышел ни ростом, ни лицом, зато умел в любой момент рассмешить мать до слез. Несмотря на все свои детские проказы, Луи умудрялся учиться прекрасно, но избирательно. С ранних лет он разговаривал на двух языках – французском и испанском, а затем к ним прибавился еще и английский. Точные же науки давались ему с трудом.
Мина, сестра Луи де Фюнеса
Обладающий развитым музыкальным слухом мальчик обучился игре на пианино, талантливое исполнение различных произведений он постоянно сопровождал уморительной мимикой. Слушать, как он играет, можно было спокойно, смотреть же и не рассмеяться вслух – нельзя. Артистические способности Луи демонстрировал повсеместно. Он мог сымитировать говор любого человека, скопировать походку и жесты не только родных, но и соседского молочника, рыночного торговца, случайного прохожего, своих одноклассников и преподавателей.
Луи де Фюнес в школьные годы
Пародийный талант не раз играл с ним злую шутку в интернате-колледже Куломье, где мальчик учился. Он был частым гостем в директорском кабинете за перманентное передразнивание учителей и воспитателей. Пансион де Фюнес потом вспоминал с содроганием, называя его настоящей тюрьмой. Его отдали туда, когда отец, надеясь преуспеть, отправился в Венесуэлу. Писал он домой сначала регулярно, потом все реже. Через три года Леонор уехала на поиски мужа. Забрав Луи из колледжа, она вверила его доктору Пуше, жившему в долине Шеврез и заведовавшему приютом для новорожденных отказников.
Считалось, что доктор был изобретателем сиропа, который влиял на быстрый рост детей. Мама Луи надеялась, что микстура будет полезна ребенку, на ее взгляд, очень маленькому для одиннадцати лет. У Пуше мальчик наконец почувствовал себя свободно. Он был счастлив жить вдали от Куломье, помогал укачивать младенцев, когда они плакали, давал им соски. Часто катался на велосипеде, много рисовал.
Луи де Фюнес в детстве, в годы жизни у Пуше
Так продолжалось до той поры, пока мама не привезла домой заболевшего в Венесуэле туберкулезом отца. Боясь заразить мальчика, он не поцеловал сына, а только передал ему крошечное чучело колибри. Эту птичку Луи де Фюнес берег всю последующую жизнь.
Никому на свете Луи не признался бы в детские годы, что больше всего мечтал стать великим актером кино. Как Чарли Чаплин, чьи роли мальчик знал практически наизусть. Он раз за разом пересматривал картины с ним, копируя знаменитую походку или жесты Чаплина. Страх получить родительский отказ на желание заняться карьерой актера и подвигал Луи на постоянные шалости и пародии. Сверстники прозвали его ФюФю из-за комической манеры поведения.
Окончив школу, де Фюнес всеми силами старался зарабатывать самостоятельно. Освоил профессии чертежника, счетовода, скорняка, работал курьером и чистильщиком обуви, художником-оформителем витрин.
Будущий актер зарабатывал на жизнь тапером
Счастливый случай привел его в бар «Горизонт» на площади Мадлен района Пигаль – там понадобился пианист. Разношерстной публике быстро пришелся по нраву неутомимый и забавный тапер, чья мимика во время игры на рояле веселила посетителей даже больше, чем популярные песенки того времени:
Тем не менее, мечта об актерстве прочно занимала мысли юноши, и как только выдалась возможность, он записался на драматические курсы бывшего участника труппы «Комеди Франсез» Рене Симона. Вскоре Луи стали брать на небольшие роли в свои постановки некоторые театральные режиссеры, оценившие талантливого и способного ученика.
Луи де Фюнес в молодости
В 1939 году де Фюнеса призвали в армию. В этом же году он потерял старшего брата Шарля, которого прошила фашистская пулеметная очередь. Тяжело переживая утрату, Луи выкуривал по две пачки сигарет в день, кашляя и отхаркиваясь. Армейские врачи решили, что у тщедушного (рост 164 см при весе 55 кг) новобранца туберкулез и через месяц его демобилизовали. Сам же актер всегда потом рассказывал, что врачи просто перепутали его медицинскую карту и чью-то еще. Несмотря на это, де Фюнеса еще несколько раз призывали, что подтверждают записи в его военном билете, и лишь в 1947 году окончательно комиссовали.
Луи де Фюнес в 1940 году
Творческая карьера
Сразу же после окончания войны Луи получил свою первую маленькую кинороль – портье в кабаре «Парадиз» из комедийной мелодрамы Жана Стелли «Барбизонское искушение». Это потом, благодаря тому, что в картине снимался де Фюнес, ее стали вспоминать. В то время особого успеха фильм не имел, да и самого начинающего актера публика не запомнила.
Первая роль Луи де Фюнеса осталась незамеченной
Чтобы заработать хотя бы случайный киногонорар, Луи вместе с женой прогуливался под ручку по Елисейским Полям возле ресторана «Фуке», где предпочитали столоваться кинематографисты. Разыгрывая удивление, де Фюнес здоровался с тем или другим знакомым, которые приглашали его на студию на одну-две смены в эпизодических ролях.
Кадр из фильма «Индюк» (1951)
Однажды, встретив Жан-Пьера Мельвиля, Луи притворился, что он умеет играть на аккордеоне, лишь бы получить очередной эпизод в работу. Мельвиль видел, что актер старательно скрывает в кадре левую руку, предназначенную для игры на кнопках, выпячивая правую, которой кое-как перебирал клавиши. Оценив изворотливость де Фюнеса, режиссер выплатил ему двойной гонорар. Благодарный Луи после этого всю жизнь трепетно относился к Жану-Пьеру и не пропускал ни одной его новой премьеры.
Молодой Луи де Фюнес в фильме «Господин Легиньон-стрелочник» (1952)
Более семидесяти небольших и малозначительных ролей на протяжении тринадцати лет сыграл де Фюнес, прежде чем его стали приглашать на яркие главные роли. Внутренние переживания выливались в резкие перепады настроения, из-за чего о нем сложилось мнение как о конфликтном и малосговорчивом актере. Про этот период Луи сказал Джеральдине Чаплин следующее:
Длительное ожидание, во время которого актер оттачивал свое комедийное мастерство, увенчалось в конце концов заслуженным триумфом. 1958 год принес ему главную роль в комедии Ива Робера «Не пойман – не вор», где комический талант Луи в образе браконьера Блеро буквально сверкал. Зрители хохотали до слез.
К актеру пришла настоящая слава и признание, он стал работать как заведенный, снимаясь в главных ролях все новых и новых картин, словно наверстывал упущенное. Он стал получать огромные гонорары, но комплекс бедности так и не сумел в себе изжить до конца жизни.
Кадр из фильма «Не пойман – не вор»
Миллионы поклонников по всему миру ждали его новые роли с нетерпением. Еще ярче разгорелась звезда де Фюнеса после образа комиссара Жюва из трилогии о Фантомасе, полюбила публика и его Станисласа Лефорта, дирижера Гранд-Опера из картины Жерара Ури «Большая прогулка», и Людовика Крюшо из киноэпопеи о жандарме.
Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва
«Жандарм из Сен-Тропе» режиссера Жана Жиро стал первым фильмом, где появляется недотепистый, но очень амбициозный комиссар Жюва, над глупостью которого потешались не только во Франции, но и во многих странах мира, в том числе в Советском Союзе.
Луи де Фюнес становится кинозвездой первой величины и снимается с прославленными актерами: Жаном Марэ, Анни Жирардо, Жаном Габеном, Мишелем Галабрю, Ивом Монтаном. В 1968 году публика признает его как лучшего актера. Еще через пять лет он получил высшую французскую награду – Орден Почетного легиона, а за три года до смерти – престижную национальную премию «Сезар».
Кадр из фильма «Маленькие купальщицы»
Последней ролью великого комика из более чем ста двадцати им сыгранных, снова была роль жандарма Жюва в картине «Жандарм и жандарметки», которая вышла на экраны в 1982 году.
На съемках фильма «Жандарм и жандарметки»
Личная жизнь Луи де Фюнеса
С женщиной всей своей жизни Луи де Фюнес познакомился во время оккупации Парижа в 1942 году. Молодежь того времени повально увлекалась джазом, бывшим для них символом свободы. Когда внучатая племянница классика французской литературы Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан увидела объявление об открытии школы джаза по улице Фобур-Пуассоньер, она со всех ног бросилась туда. Первое, что она объявила основателю школы, на обучение у нее денег нет, но
она хорошо владеет пишущей машинкой. Так она стала секретаршей, а взамен бесплатно училась в школе.
Первая встреча Луи де Фюнеса и Жанны Бартелеми
Туда же накануне направил свои стопы Луи, пианист бара «Горизонт», понятия не имевший о нотной грамоте и решивший восполнить этот пробел. Жанна вспоминала момент их непосредственного знакомства так, словно это было вчера:
В тот же вечер Луи пригласил Жанну в «Горизонт» послушать его игру и поужинать. Он велел приставить к роялю небольшой столик, на котором стояло шампанское и были сервированы омары. Только потом девушка узнала, что пианист-феномен потратил на это все свое месячное жалованье.
Луи де Фюнес и Жанна де Фюнес в молодости
Она была очарована необычным молодым человеком и стала регулярно приходить в «Горизонт», где пели и танцевали. Пьяные немцы, не очень понимая слова американских куплетов, подхватывали их, когда Луи запевал. А увидев, что оккупанты дошли до кондиции, де Фюнес пел куплеты собственного сочинения, которые были далеко небезопасны, но, не вполне понимая, немцы орали следом на ломаном французском: «И мы их поимеем пинком под зад!»
Однажды Луи застыл от ужаса, увидев, как к Жанне подошел заместитель коменданта города, чтобы поцеловать ей руку. Он подскочил со смиренным видом и тут же представил девушку, как свою невесту. Офицер поздравил его и удалился. А Луи в тот вечер впервые поцеловал свою будущую жену, сказав, чтобы она считала с этого момента, что они обручены. Жанна объявила своей родне, что встречается с пианистом из «Горизонта» и вскоре его представит как будущего мужа. Был лишь один нюанс: на тот момент де Фюнес уже был женат.
Жанна – вторая жена Луи де Фюнеса
Впервые он женился в 1936 году на Жермен Луизе Элоди Карруайе, чтобы их сын Даниэль родился в законном браке. Через месяц они решили расстаться, но так и не развелись. Луи попросил сестру Мину, которая только недавно развелась со своим мужем, чтобы она прощупала почву. Оказалось, что Жермен давно сама хочет развестись, чтобы выйти замуж за человека по имени Анри. Она поставила лишь одно условие: де Фюнес не будет общаться с сыном, поскольку тот уже считает Анри своим отцом. Проблема была решена, и Жанна повезла будущего мужа на смотрины в замок Клермон.
Всю последующую жизнь актер был верен одной женщине
Нервничающий и застенчивый Луи растаял после слов Мари де Мопассан и ее старшей сестры Жюлии о том, что избранник Жанны «не может не обладать всеми необходимыми для мужа достоинствами». Де Фюнес навсегда полюбил семью своей невесты.
Луи де Фюнес с женой и сыном Патриком
Их союз, хоть и отрицаемый церковью, был по сути идеальным. Луи обожал жену, которая родила ему двух прекрасных сыновей – Патрика и Оливье. Жанна в свою очередь боготворила мужа: и когда он только-только пробивался к славе, и когда стал знаменитым на весь мир. Взяв на себя обязанности его импресарио, она повсюду ездила с ним, отстаивая его интересы даже в мелочах. Своим детям гениальный комик говорил:
Сыновья актера вспоминали, что жизнь с папой всегда была полна неожиданностей. Он не превращался дома в мизантропа, как многие комики того времени, и был таким же веселым и смешным, как в кино. Даже скучную математику он превращал в комедию, чтобы мальчикам было веселее учиться.
Дружная семья Луи де Фюнеса
С младшим сыном, Оливье, он даже снялся вместе в нескольких фильмах и надеялся, что тот пойдет по его стопам. Но юноша избрал для себя профессию летчика, работал в компании «Эйр Франс». Старший, Патрик, стал врачом. Втайне от семьи Луи общался и со своим первенцем, Даниэлем, но когда тому было одиннадцать лет, их связь прервалась, и Даниэлю даже не сообщили о смерти его родного отца.
Актер превращал повседневность в комедию
Последние годы и смерть
Трудоголизм де Фюнеса сказался на его самочувствии. В 1975 году актер с трудом выжил после случившихся один за другим двух инфарктов. Жанна настояла прислушаться к врачам и оставить на время съемки, чтобы иметь возможность отдыхать.
Шато-де-Клермон
Они перебрались под Нант, в собственный замок Шато-де-Клермон, который в XVII веке принадлежал семье де Мопассан. Луи выкупил его для любимой жены и отреставрировал. Полная стоимость обошлась актеру более чем в восемьсот тысяч франков. Именно там они и поселились вдвоем.
С внучкой Джулией
Де Фюнес вознамерился было засесть за мемуары, но его так увлекла работа в собственном саду, что он решил отложить воспоминания. Чета всегда радовалась приезду детей и внуков, комик с удовольствием играл с ними. Но любимым его занятием стало разведение роз и уход зам ними. В угодьях их количество никто уже не брался подсчитывать.
Удалившись от дел, Луи де Фюнес разводил розы
Под конец своих дней актер обзавелся несколькими странными, хоть и милыми привычками. Опасаясь грабителей, он каждый вечер обходил, словно ключник, погреб, гаражи, кладовые и тщательно запирал их на ночь. Открывал все лишь утром, над чем Жанна всегда потешалась, поскольку иногда не могла вынуть из запертого шкафа даже кастрюлю.
Улыбка Луи де Фюнеса не изменилась с годами
В конце января 1983 года де Фюнес пожаловался супруге на жжение в области сердца. Ранним утром 27 января он позвал жену, с признанием, что ему очень одиноко без нее. Это были последние прощальные слова любящего мужа и блистательного актера.
Патрик, Оливер и Джулия де Фюнес сейчас
Память и наследие
Луи де Фюнеса похоронили на кладбище Ле Селье. Дети неподражаемого комика, Патрик и Оливье, издали к столетию любимого отца книгу воспоминаний, название которой как нельзя лучше отражает суть великого и простого человека, чей талант, очарование и искрометный юмор остались навсегда в золотом фонде кинематографа: «Луи де Фюнес: Не говорите обо мне слишком много, дети мои!».
Скромная могила Луи де Фюнеса и его жены