Имя и фамилия: | Наталья Кустинская |
Отчество: | Николаевна |
ФИО на английском: | Natalia Kustinskaya |
Год рождения: | 1938 |
День рождения: | 5 апреля |
Место рождения: | Москва |
Род деятельности: | актриса, русская актриса |
Рост: | 164 см. |
Зодиак: | Овен |
Восточный гороскоп: | Тигр |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Натальи Кустинской
Наталья Николаевна Кустинская – одна из красивейших советских актрис, которыми в середине 1960-х восхищался весь мир. Ее называли «русской Брижит Бардо», «роковой женщиной», «секс-символом СССР», «златокудрой волшебницей», а французский журнал Candide включил её в рейтинг 10 самых красивых актрис планеты.
Она сыграла в кино чуть больше двадцати ролей, дебютировав в драме «Хмурое утро», но, отличаясь только ей подвластной силой очарования, хорошо запомнилась зрителям, особенно по ролям в комедиях «Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию» и в киноэпопее «Вечный зов».
Судьба щедро наградила ее всевозможными талантами (она играла на фортепиано, обладала бархатным, грудным голосом, выразительной дикцией, прекрасно танцевала), но судьба не уберегла ее от череды трагедий, включая смерть сына и внука.
Детство
Будущая кинозвезда появилась на свет 3 апреля 1938 года. Она была коренной москвичкой и единственной дочерью в дружной, довольно обеспеченной и уважаемой семье эстрадных артистов. Отец, Николай Андреевич, «князь и дворянин» (по словам актрисы), был исполнителем смешных куплетов и фельетонов, а также чечеточником, выступал вместе с юмористическим дуэтом «Миронова и Менакер». Мама, Мария Вдовенко, необыкновенная красавица, была певицей.
Родители часто брали малышку на свои концерты, а в доме у них нередко бывали такие знаменитые личности, как Вадим Козин, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Виктор Кнушевицкий, Изабелла Юрьева, Ружена Сикора. Так что росла девочка в творческой и созидательной среде. Она рано научилась петь, танцевать, читать стихи, посещала музыкальную школу при Гнесинке по классу фортепиано (педагог Е.Ф. Гнесина), мечтала о карьере актрисы.
Все друзья и знакомые в один голос говорили, что с ее уникальной внешностью одна дорога – в артистки. Уже с 14 лет в бездонных омутах-глазах нимфетки тонули многие представители сильного пола, ходили за ней по пятам, поджидали у дома и на лестничной площадке, вызывая ворчание соседок.
Получив в 1955 году аттестат, Наташа подала документы в Вахтанговское театральное училище и в Институт кинематографии. Она успешно выдержала экзамены и прошла в оба вуза, несмотря на огромный конкурс. Выбрав ВГИК, девушка попала на курс МХАТовских актеров, педагогов и супругов Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова.
Начало карьеры
Уже в студенческие годы актриса дебютировала в кино, хотя сниматься до получения диплома студентам не разрешалось. Деканату пришлось сделать исключение из правил по настоянию кинорежиссера Григория Львовича Рошаля, подыскивавшего актрису на роль в заключительной части культовой кинотрилогии «Хождение по мукам» под названием «Хмурое утро». Он увидел Наталью в институте и сразу оценил ее потенциал.
Девушка получила роль Маруси, революционерки, влюбившейся в офицера Вадима Рощина (в исполнении Николая Гриценко), и оказалась на одной площадке с такими звездами, как Руфина Нифонтова, Нина Веселовская, Евгений Матвеев, Нонна Мордюкова. Критики положительно оценили ее первую киноработу, и у нее появились новые предложения о съемках.
В том же 1959 году она сыграла в картине «Сильнее урагана». В 1960-1961 гг. ее можно было увидеть в ключевой роли дочери лесничего Ядвиси в двухсерийной экранизации произведения Якуба Коласа «На росстанях». Образ главной героини Насти она воплотила также в кинодраме «Годы девичьи», вышедшей на экраны в 1961.
В тот же период она надеялась сыграть повариху Тосю в ленте собственного супруга Юрия Чулюкина «Девчата». Он обещал ей роль, но в итоге отдал Надежде Румянцевой. По слухам, режиссер ревновал жену и не желал ее популярности. По официальной версии, лицо Натальи сочли слишком «породистым» для роли деревенской девчонки.
Чтобы сгладить ситуацию, Чулюкин предложил супруге роль Анфисы. Однако гордая красавица от участия в картине отказалась. Вместо этого она отправилась в Севастополь, на съемки киноповести «Увольнение на берег», где блестяще перевоплотилась в Катю, школьную подругу главной героини фильма Жени (Ариадна Шенгелая), дополнив актерский состав популярных исполнителей, включавший Льва Прыгунова, Владимира Высоцкого, Василия Макарова.
В 1962 году актрису пригласили на главную роль Тони в экранизации одноименной повести Даниила Гранина «После свадьбы». Ее съемки проходили в Ленинграде.
Всесоюзный успех
Спустя год на экраны вышла комедия «Три плюс два», имевшая феерический успех и сделавшая актрису знаменитой. Картина рассказала историю о троих друзьях-холостяках (Евгений Жариков, Андрей Миронов, Геннадий Нилов), приехавших на море на отдых «дикарями» и обнаруживших, что их место на берегу занято двумя очаровательными девушками в купальниках. Их сыграли две Натальи – Кустинская и Фатеева.
После выхода ленты в прокат каждый день актрисе приходила масса писем с признаниями в любви. А во время визита в Париж, где она представляла картину, ее фото появилось на обложке глянцевого журнала с подписью «Советская Брижит Бардо».
Следующая картина с участием звезды вышла только спустя три года, в 1965. Это была комедия «Спящий лев», где ей досталась роль киномеханика Наташи, а ее коллегами были такие мастера экрана, как Константин Сорокин, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Алексей Смирнов, Тамара Носова.
Известны случаи, когда Кустинская по разным причинам теряла хорошие роли. К примеру, ей пришлось отказаться от предложения сняться в «Кавказской пленнице» из-за того, что уже согласилась на участие в романтической ленте «Женя, Женечка и „катюша“». Но, заболев пневмонией перед съемками, она не смогла сыграть и в этом фильме.
В 1966 муж задействовав ее в ключевой роли – стюардессы Алены – в комедийной мелодраме «Королевская регата». Однако эта его работа не получила такой же высокой оценки, как «Девчата» или дебютная лента «Неподдающиеся».
В начале 1970 актриса сыграла всего две главные роли – в кинолентах «Десять зим за одно лето» и «Весенняя сказка». В 1973 она могла получить интересную роль в экранизации романа Ф.Достоевского «Игрок» Алексея Баталова. Кинорежиссер был к ней неравнодушен и предлагал роль, рассчитывая на ее благосклонность. Она не приняла его ухаживаний и потеряла роль.
Последним громким успехом в карьере Натальи была роль пассии героя Михаила Пуговкина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» под названием «Иван Васильевич меняет профессию». Далее были съемки в телефильме «Авария», драме «Стажер», мелодраме «Шофер на один рейс». В 1983 она напомнила о себе широкому зрителю, появившись в третьем сезоне сериала «Вечный зов» и сыграв Полину, дочь жандармского офицера Лахновского (Олег Басилашвили).
Последние роли
В середине 1980-х Наталья получила приглашение в Мюнхен на съемки в душераздирающей драме «Волшебная гора» по мотивам достаточно сложного одноименного произведения Томаса Манна, но ее не выпустили за границу и перестали приглашать сниматься даже отечественные режиссеры. В этих неприятностях актриса винила КГБ и Фатееву, якобы мстившую ей за разрушенный брак с Егоровым (подробней об этом читайте ниже в разделе «Личная жизнь»).
Затем ее постигли беды со здоровьем. Вначале она сломала ногу, неудачно спрыгнув с высоты во время спектакля в Театре киноактера. Затем – упала в подъезде на ступеньках и получила серьезную травму черепа, когда выводила на прогулку своего пса сенбернара, а он рванул к выходной двери. Крупных ролей у нее больше не было.
Личная жизнь Натальи Кустинской
Кинозвезда выходила замуж 6 раз. В первый раз – в 19 лет. Тогда ее супругом стал режиссер Юрий Чулюкин, с которым Наталья познакомилась во ВГИКе. Детей у них не было, хотя оба очень хотели стать родителями. Все же Наталья смогла забеременеть, но потеряла ребенка из-за конфликта с Мариной Стриженовой. Женщина страшно ревновала Кустинскую к своему мужу Олегу и закатила нелепую сцену ревности, имевшую трагические последствия.
В ходе съемок ленты «Три плюс два» перед чарами зеленоглазой красавицы, обладавшей магическим обаянием, не смогли устоять Жариков, Миронов и автор сценария Сергей Михалков. Но их попытки добиться ее расположения были безуспешными – она сохранила верность мужу. А вот у него, как выяснилось во время съемок «Королевской регаты», появилась другая женщина. Узнав об этом, артистка от него сразу ушла и не захотела простить, когда он пытался ее вернуть.
О ней мечтало огромное число мужчин, включая таких знаменитостей, как Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Муслим Магомаев. По слухам, ею восхищался Брежнев и даже Андропов. В период 1968-1970 гг. ее супругом был сотрудник Внешторга Олег Волков, а в 1969 произошло знакомство с летчиком-космонавтом Борисом Егоровым, на тот момент мужем и отцом ребенка ее подруги Натальи Фатеевой.
По легенде, Кустицкая покорила сердце покорителя космоса, сыграв на фортепиано его любимое сочинение Сергея Рахманинова – мелодичную и фантазийную «Элегию». Вскоре он объяснился ей в любви, а в январе 1970 она родила сына Диму (по слухам, не от мужа, а от Борисова). Фатеева, видимо, догадываясь об их романе, на съемках ленты «Песни моря» в Бухаресте также изменяла мужу. В результате Егоров с ней расстался.
Влюбленные стали жить вместе. Однако муж Кустинской, Волков, предпринял попытку покончить с собой, и актриса была вынуждена вернуться в семью. Она разрывалась между страстью и чувством долга. Тогда Борис проявил настойчивость – в течение трех дней оставался у ее квартиры, звонил в дверь каждые 15 минут. Олег был вынужден пожалеть и отпустить жену.
С Егоровым они были счастливы вместе почти 20 лет. Мужчина дал свою фамилию сыну Кустинской и воспитал его как родного. Расстались супруги в 1989 – у бывшего космонавта появилась любовница.
Дима рос проблемным ребенком, начал выпивать уже в 13 лет. Вместе с тем у него рано проявился актерский талант. После его роли Димы Сомова в фильме «Чучело» Наталье посоветовали развивать Диму в этом направлении. Но Егоров, хорошо знавший изнанку актерской профессии, был против. Он настоял, чтобы Митя поступил в МГИМО на экономиста.
В студенческие годы Дмитрий познакомился с молодой юристкой и сделал ей предложение. В 1991 у них родился мальчик. Увы, внук Натальи Кустинской появился на свет с гидроцефалией и прожил всего 7 месяцев. Возлюбленная Димы начала выпивать, вскоре брак распался.
Тем временем личная жизнь Натальи складывалась успешно. Ее новым избранником стал профессор МГИМО Геннадий Хромушкин. Четвертое замужество кинозвезды продлилось 12 лет, пока супруг не скончался от инфекции в 2002 году.
В тот же период Кустинская потеряла и сына, скончавшегося при странных обстоятельствах. Последние годы жизни Дмитрий безуспешно пытался наладить свой бизнес, подрабатывал переводами с английского языка и мучился от чувства ненужности и бесполезности. Его новая возлюбленная Ольга – именно ее Наталья всю оставшуюся жизнь винила в смерти сына – употребляла наркотики и пристрастила к ним Дмитрия. Накануне смерти молодой человек поссорился с матерью и ушел на вечеринку.
Найти силы пережить эти трагедии актрисе помог сосед Владимир Масленников. Они поженились в 2004, но спустя 5 лет его также не стало. В кино Наталья Николаевна больше не снималась, болела, страдала продолжительной депрессией, злоупотребляла алкоголем.
Последним официальным мужем звезды в 2010 стал некий Стас Ванин, пожелавший взять ее фамилию. Младший на 30 лет мужчина втерся в доверие к 72-летней и уже очень больной женщине. Ее друзья вовремя вмешались, и этот брак в 2012 через суд был расторгнут.
Смерть
Последним близким другом одной из первых красавиц мирового кино был поэт Алексей Филиппов. Они вместе работали над ее мемуарами. А свидетелем последних дней жизни стал волонтер из православной организации Андрей Асеев. Он за ней ухаживал, готовил еду.
В декабре 2012 в состоянии комы Наталья Кустинская попала в больницу, перенесла инсульт и вскоре скончалась. Похоронили ее на Кунцевском кладбище рядом с сыном.