Имя и фамилия: | Любовь Соколова |
ФИО на английском: | Lubov Sokolova |
Год рождения: | 1921 |
День рождения: | 31 июля |
Место рождения: | г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), РСФСР |
Род деятельности: | актриса, российская актриса |
Зодиак: | Лев |
Восточный гороскоп: | Петух |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Любови Соколовой
Любовь Соколова – великая советская актриса, которая снялась почти в четырех сотнях фильмов, где в чаще всего играла простых русских женщин с трудной судьбой. За доброту и искренность экранных образов ее называли «всесоюзной киномамой», заслуги Соколовой были отмечены высокими правительственными наградами и званиями. На долю актрисы выпало множество тяжких испытаний, но все их она пережила со стоическим мужеством и терпением, до конца своих дней оставаясь светлым и бесконечно добрым человеком.
Детство и юношеские годы
Будущая актриса родилась в Иваново-Вознесенске (с 1932 г. город Иваново) в простой советской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец, Сергей Максимович, был столяром-краснодеревщиком. Мама, Прасковья Федоровна, сначала трудилась обычным продавцом тканей, а после окончания торгового института заняла должность директора универмага.
Соколовы жили в старом деревянном доме с большим земельным участком, доставшимся матери в наследство от ее отца. Сад, огород и домашняя скотина были большим подспорьем для семьи, поэтому Люба и два ее младших брата с ранних лет были приучены к труду и помогали родителям по хозяйству.
Артистические способности девочки проявились еще в глубоком детстве. В садике маленькая Любаша охотно декламировала стихи и пела частушки, а дома устраивала концерты, нарядившись в мамино платье. В школьные годы девочка активно участвовала в самодеятельности, в старших классах посещала драмкружок.
Люба очень любила бывать в местном театре музкомедии, не пропускала ни одной премьеры. Работники тетра ее хорошо знали и даже иногда пускали в зал без билета. В благодарность 16-летняя Соколова выступила с монологом Онегина на юбилейном концерте, посвященном юбилею Пушкина.
В 1939 году девушка успешно окончила среднюю образовательную школу №56 и уехала в Ленинград, чтобы продолжить образование в педагогическом институте. На втором курсе она узнала, что режиссер Герасимов открывает актерскую школу при «Ленфильме». Любу не смутило огромное количество желающих (более тысячи претендентов), она уверенно прошла все отборочные туры и в числе 22 счастливчиков была принята на курс великого мастера. Среди одногруппников Соколовой оказался и Георгий Араповский, который вскоре стал ее законным супругом.
Блокадные годы и учеба во ВГИКе
Люба была одной из самых заметных студенток на курсе, впереди маячили большое будущее и самые радужные перспективы. Впервые на экране Любовь появилась в массовке драмы Сергея Герасимова «Маскарад» (1941), хотя ее дебютом должна была стать роль медсестры в картине «Фронтовые подруги». Но фривольное поведение сценариста фильма, классика советской литературы Сергея Михалкова, показалось Соколовой недопустимым, и она отказалась от столь лестного предложения.
Начавшаяся война стала трагическим периодом в жизни нашей героини, как и всего советского народа. Вместе со свекровью и мужем, которого не взяли на фронт по причине слабого зрения, Соколова осталась в блокадном Ленинграде и пережила все ужасы того кошмарного времени. Двадцатилетняя девушка работала слесарем на авиационном заводе, помогала раненым в госпитале, а по ночам тушила зажигательные бомбы.
На ее руках от голода умерли муж и его мать, а сама Соколова чудом осталась жива. Зимой 1942 года она, под бомбежками, по льду Ладожского озера, сумела выбраться из осажденного города, а попав на большую землю, еще на некоторое время задержалась на сборном пункте, помогая раненным и истощенным жителям блокадного Ленинграда.
Вернувшись в Иваново, Люба долго не могла прийти в себя – потеря любимого мужа и крайняя степень истощения серьезно подорвали ее моральные и физические силы. Вернуться к жизни ей помогло известие о том, что блокадникам предоставили льготы при поступлении в московские вузы. Соколова отправилась в столицу и добилась, чтобы ее приняли сразу на второй курс ВГИКа.
Став студенткой актерской мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, она с головой окунулась в учебу, а чтобы заработать на кусок хлеба, подрабатывала носильщиком на вокзале. Вместе с ней на курсе учились Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко и многие другие талантливые актеры, ставшие легендами советского кинематографа.
Театральные работы и первые шаги в кинематографе
В 1946 году Соколова окончила ВГИК с красным дипломом и была зачислена в труппу Театра-студии киноактеров, который стал для нее домом в прямом и переносном смысле этого слова. Своего жилья у актрисы не было, денег на съемную квартиру не хватало, поэтому вечером, после спектакля, она оставалась ночевать в гримерке, где соорудила кровать из связанных веревками стульев.
Пять лет (с 1951 по 1956) актриса провела в Германии, где в составе Театра Западной группы войск, организованного в Потсдаме, выступала перед военнослужащими советских гарнизонов. Об этом периоде своей жизни актриса вспоминать не любила, хотя сыграла в ГДР множество классических ролей, о которых всегда мечтала.
Сниматься в кино Соколова начала сразу же после окончания ВГИКа, в 1946 году. Маленький эпизод в картине «Поезд идет на восток» остался практически незамеченным, а вот роль колхозницы Варвары в военной драме «Повесть о настоящем человеке» (1948) стала для актрисы серьезной заявкой на успех.
К сожалению, в начале пятидесятых в советском кинематографе наступил период затишья. По приказу Сталина все деньги направлялись на восстановление народного хозяйства, а на кино выделялись сущие крохи. За 1949-50 гг. были сняты лишь девять картин, поэтому у начинающей, пусть даже и очень талантливой и перспективной актрисы шансов получить работу было немного.
Оказавшись не у дел и практически без средств к существованию, Соколова вынуждена была согласиться на работу в Германии. Ей удалось поправить свое материальное положение и даже приобрести однокомнатную квартиру в столице, однако время было потеряно, и, вернувшись, 35-летняя Люба попала в категорию возрастных актрис. Ей пришлось довольствоваться работами второго плана, к которым, стоит признать, она всегда относилась также ответственно и щепетильно, как и к ключевым ролям.
Встреча с Данелия и лучшие роли в кино
С середины 50-х Соколова стала довольно активно сниматься – спектр ее ролей не ограничивался одним амплуа и был достаточно широк. Она засветилась в таких громких лентах того периода, как «Тихий Дон» (жена Штокмана), «Ночной гость» (Екатерина), «Фома Гордеев» (Наталья), сыграла старшую сестру Ленина в биографическом фильме «Семья Ульяновых» и рыночную торговку в военной драме Григория Чухрая «Баллада о солдате».
В 1958 году она блистательно исполнила роль Анисьи в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Эта картина стала важным этапом в судьбе актрисы – на съемочной площадке «Мосфильма» она познакомилась с молодым ассистентом режиссера Георгием Данелия, который изменил ее жизнь. Темпераментному грузину удалось растопить ледяное сердце неприступной красавицы, которая шестнадцать лет хранила верность покойному супругу. Актриса расцвела, похорошела, ее жизнь снова наполнилась глубоким смыслом, а рождение сына стало выстраданной наградой за все пройденные испытания.
Изменилось и творческое амплуа актрисы – Любовь Сергеевна все чаще стала играть матерей экранных персонажей, чем заслужила звание «всесоюзной киномамы».
Актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей – уж слишком много горя и испытаний свалилось на ее хрупкие плечи в реальной жизни. К тому же она свято верила в магическую силу кинематографа и с осторожностью относилась к ролям, которые могли бы негативно отразиться на ее жизни или судьбах близких людей. Лишь один раз Любовь Сергеевна сделала исключение и сыграла безутешную мать, потерявшую своего сына. По трагическому стечению обстоятельств, фильм «Исчезновение» стал пророческим: через несколько лет актрисе пришлось хоронить собственного сына, ушедшего из жизни совсем молодым.
В фильмах Данелия актрисе также доставались второстепенные роли, но Любовь Сергеевна не обижалась на мужа. Ей самой хотелось больше времени проводить дома, хлопоча по хозяйству и заботясь о любимом сыне, поэтому маленькие эпизоды, не требующие долгих отлучек, ее вполне устраивали. Самые любимые фильмы – «Сережа», где Соколова снималась вместе с сыном, и «Доживем до понедельника», в котором актриса сыграла мать непутевого двоечника Вовки, которую постоянно вызывает в школу герой Вячеслава Тихонова. Мальчишка оказался ровесником ее Коленьки и таким же шалуном и забавником. Актриса часто с улыбкой вспоминала, как он побаивался ее подзатыльников и трогательно просил «Вы не очень-то дуплите, ладно?»
За свою кинокарьеру Соколова снялась в 389 фильмах, что стало абсолютным мировым достижением и было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. За выдающийся вклад в развитие советского киноискусства актриса была удостоена званий Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и Народная артистка СССР. Среди ее наград немало медалей за трудовую доблесть и отвагу, проявленную во время войны.
Личная жизнь Любови Соколовой
Со своим первым мужем Георгием Араповским Люба познакомилась во время учебы в ленинградской киношколе. Георгий был видным 29-летним мужчиной – высоким, стройным, косая сажень в плечах, да еще из обеспеченной аристократической семьи. Не влюбиться в такого было невозможно, и весной 1941 года Соколова стала законной женой Араповского, перебравшись из студенческого общежития в его просторную квартиру на Фонтанке.
Безмятежное счастье Соколовой разрушила война – во время блокады Люба потеряла любимого супруга и всех его родственников, а сама чудом осталась жива. Она не раз вспоминала, как, находясь на грани жизни и смерти, уже полностью отчаявшись, она встретила на улице незнакомого старика, который сказал ей следующие слова: «Есть ты будешь мало, а жить долго, и тебя будут любить миллионы». Через несколько дней девушка пошла в церковь и обомлела. С иконы Николая Чудотворца на нее смотрело знакомое лицо того самого старца, который привиделся ей на пустынной заснеженной улице.
Люба действительно выжила и зимой 1942 года по Дороге Жизни сумела выбраться из осажденного города. Но страшные испытания, через которые ей пришлось пройти, оставили глубокий след в ее душе. Целых шестнадцать лет молодая красивая девушка не подпускала к себе мужчин и отвергала любые знаки внимания с их стороны. Снова пробудить в актрисе любовь и интерес к жизни удалось начинающему грузинскому режиссеру Георгию Данелия, который со всем своим кавказским темпераментом принялся ухаживать за неприступной, но так понравившейся ему женщиной.
Он был очень настойчив и обаятелен, шутил, осыпал цветами и подарками, и даже пошел на обман, прибавив себе десяток лишних лет (Данелия был на девять лет младше Любы). Сердце Соколовой оттаяло, и когда Данелия при всей съемочной группе встал на колено и попросил ее руки, актриса дала свое согласие. Георгий тут же перевез любимую женщину в свою московскую квартиру, где жил вместе с матерью, прославленным советским режиссером Мэри Аджапаридзе.
Любовь Сергеевна прожила с Данелия двадцать шесть лет, родила ему сына Николая (1959 г.р.), но так и не стала его официальной супругой. Георгий оказался еще тем ветреником, о его многочисленных романах знала вся Москва, к тому же режиссер любил выпить. Люба философски относилась к загулам мужа – с появлением Коленьки она полностью растворилась в ребенке и делала все, чтобы мальчик рос здоровым и счастливым. Со свекровью у нее было полное взаимопонимание – женщины старались не выносить сор из избы и, как могли, опекали своего любимого Гию.
В 1980 году Данелия попал в больницу с тяжелым инфарктом, который случился после перенесенного до этого перитонита. Режиссер пережил клиническую смерть, несколько дней находился в коме и чудом остался жив. Выходила его Люба, которая дни и ночи проводила у постели больного, и даже водила его на прием к целительнице Джуне. Окончательно оправившись от болезни, Георгий отплатил жене черной неблагодарностью и через несколько лет заявил, что уходит к другой женщине.
Сначала Соколова не восприняла его слова всерьез – у режиссера и до этого были любовные романы, об его многолетних отношениях с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой судачила вся Москва. Но в этот раз Данелия был настроен серьезно и действительно ушел к своей новой пассии, актрисе Галине Юрковой, которая вскоре стала его законной женой.
Любовь Сергеевна тяжело переживала расставание с мужем, но самая главная трагедия была еще впереди. В 1985 году при невыясненных обстоятельствах скончался сын Николай, которого она любила больше жизни. Юноша подавал большие надежды, окончил режиссерский факультет ВГИКа, писал стихи и сценарии. В последнее время увлекся баптизмом, что, возможно, и привело его к неожиданной смерти.
У Николая осталась жена и дочь Маргарита, которые стали для безутешной матери смыслом ее существования. Пережить страшную трагедию ей также помогла работа – актриса снималась до последних дней жизни, играла в театре и выступала перед публикой с творческими вечерами.
Осенью 1994 года, по дороге на одну из таких встреч со зрителями Соколова попала в автомобильную аварию – водитель не справился с управлением, и машина на огромной скорости врезалась в бетонное ограждение. Любовь Сергеевна с тяжелейшими травмами была доставлена в больницу, но выжила, а вот ее близкая подруга, актриса Майя Булгакова, и водитель скончались на месте.
Смерть
Это трагическое происшествие серьезно подорвало здоровье и так уже немолодой женщины. Но оставаться в четырех стенах было совсем невыносимо, поэтому актриса продолжала работать, чтобы хоть как-то отвлечься от своих горестных переживаний. Ее последней работой в кино стала роль бабушки главного героя в детском детективе «Сыщик с плохим характером». Любовь Сергеевна скончалась от обширного инфаркта сразу же после окончания съемок, озвучивала ее персонажа еще одна близкая подруга, актриса Любовь Омельченко.
6 июня 2001 года Соколова почувствовала себя плохо, хотя накануне выступала в сборном концерте на сцене Театра Красной армии и выглядела вполне здоровой. Соседи вызвали «Скорую», но к приезду врачей актриса была уже мертва.
Всеми любимую «киномаму» похоронили на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына, на панихиду пришли тысячи людей, чтобы отдать дань талантливой актрисе и великой русской женщине, на долю которой выпали такие тяжкие испытания.