Имя и фамилия: | Жан Маре |
ФИО на английском: | Jean Marais |
Год рождения: | 1913 |
День рождения: | 11 декабря |
Место рождения: | Франция, Шербур |
Род деятельности: | актер, зарубежный актёр |
Рост: | 180 см. |
Зодиак: | Стрелец |
Восточный гороскоп: | Бык |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Жана Маре
Жан Альфред Виллен-Маре – кумир своего поколения и национальный герой, артист, сыгравший более ста ролей, каскадер, талантливый скульптор, живописец и литератор, причастный к созданию таких шедевров, как «Парижские тайны», «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Железная маска», «Красавица и чудовище», «Фантомас».
Источником редкой красоты его персонажей считают внутреннюю суть самого исполнителя: безупречную мужскую стать, изящество манер, глубокий, выразительный и волнующий взгляд удивительных глаз, благородство и отвагу. Его называли «принцем обаяния».
Он – обладатель многочисленных наград, включая Военный Крест, орден Почетного легиона, французскую премию Луи Деллюка, приз венецианского МКФ «Серебряный лев», четыре немецкие медиа-премии «Бэмби».
Ранние годы
Блистательный артист родился 11 декабря 1913 года в небогатой семье из портового Шербура. Его отец, Альфред Эммануил Виллен-Маре, работал ветеринарным врачом, а мать, Мари-Алин Воссор, по одной версии, была профессиональной аферисткой, по другой, – страдала клептоманией. Как бы там ни было, но за воровство она периодически оказывалась в тюрьме. В 1917 году родители развелись, и он вместе с матерью и старшим на 4 года братом Анри переехал в Париж.
Незадолго до рождения Жана Мари-Алин похоронила свою дочь Мадлен. Она лелеяла надежду, что на свет появится девочка с ангельской внешностью, но, услышав вердикт врачей – мальчик – впала в депрессию. И хотя женщина вовсе не пыталась растить из него девочку, напротив, воспитывала его мужественным и храбрым, Жан подсознательно чувствовал глубинные мысли матери. Совсем ребенком он нашел на чердаке сундук, в котором хранились детские наряды Мари-Алин, переоделся и отправился в магазин. Ему очень польстило, что продавцы приняли его за юную леди.
Самым памятным событием детских лет стало для мальчика посещение кинотеатра. В частности, его потрясла картина «Тайны Нью-Йорка» с Перл Уайт. Тогда он и решил стать актером. Мать водила впечатлительного ребенка и в театр. После спектакля, где возлюбленную главного героя Кабишу звали Розали, он затем всю жизнь называл свою красавицу-мать этим именем (а она его – «мой Кабишу»).
Жанно, как звали его родные и друзья, рос хулиганом, по его собственному признанию, «монстром с лицом ангелочка». По примеру матери, которую он очень любил, он врал, воровал, дрался, зло шутил над преподавателями колледжа Сен-Жермен-ан-Ле, учился плохо. Например, в 15-летнем возрасте он развлекал приятелей тем, что, переодевшись в женское платье, гулял и кокетничал с не подозревавшими о подвохе преподавателями. За подобные выходки его неоднократно исключали из разных учебных заведений (в Везин, Сен-Жермен, Жансон-де-Сайи).
В 16 лет он окончил католический колледж в Бузонвиле и устроился учеником фотографа. Его учитель увлекался живописью и научил его некоторым базовым композиционным приемам, работе с цветом, светом, объемом, пространством. Чтобы заработать денег на учебу актерскому мастерству, юноша брался за любую работу – писал картины, снимался в качестве модели для журналов. Трижды он пытался поступить в Парижскую консерваторию, рассылал киностудиям свои пробные снимки, но его не брали даже в статисты.
Творческий путь
В 1933 году 20-летний юноша с внешностью Адониса поступил на курсы для начинающих артистов, с воодушевлением участвовал во всех учебных спектаклях. Долгожданную карьеру в кино он начал в статусе протеже и любовника режиссера Марселя Л`Эрбье. В 1934-м он получил небольшую роль в киноленте своего покровителя «Скандал», затем еще в нескольких проектах.
В 1937 году он встретился со знаменитым режиссером Жаном Кокто. Этот выдающийся литератор ввел артиста в высший поэтический мир, способствовал становлению в качестве настоящего профессионала, помог стать настоящей кинозвездой и сам стал его любовником. Он отдавал ему ключевые роли практически во всех своих пьесах и фильмах, и их совместное творчество имело громкий успех и завоевало всемирное признание. Юноша сыграл в его спектакле «Царь Эдип», в 1938г. – в «Рыцари круглого стола», в 1942-м – в картине «Кармен», киноверсии знаменитой оперы. В широкий прокат она вышла только в 1945 году, но стала во Франции невероятно популярной – ее посмотрели более 4 млн. человек.
В 1943 году актер сыграл главного персонажа по имени Патрис в ленте «Вечное возвращение», снятой по сценарию своего покровителя Кокто, обыгравшего романтическую историю о Тристане и Изольде. Ее сюжет драматичен: в мрачном замке живет богатый вдовец Марк и семья сестры его покойной жены, включая их сына, злобного карлика. Племянник Марка, герой Маре, находит дяде невесту, героически спасая красавицу от бандитов. Но затем он сам в нее влюбляется, и, конечно, не без взаимности. Карлик за ними шпионит, влюбленные страдают. Их ждет разлука и смерть.
После освобождения столицы от фашистов Жан пошел на фронт. Он неоднократно демонстрировал смелость при выполнении миссий. После окончания войны за проявленную отвагу ему вручили Военный крест.
В фильме 1946 года «Красавица и чудовище» Кокто доверил своему возлюбленному спутнику жизни сразу три роли: принца, друга Людовика Авелана и Чудовища. Эту их совместную работу специалисты называли «кинематографическим чудом», «волшебным произведением киноискусства», «непреходящим идеалом». Красавицу играла известная в свое время актриса Жозетт Дэй. В 1948 году Маре получил за эту роль премию «Бэмби», а Кокто был удостоен награды имени Деллюка. В 2005 году рукопись данного гениального сценария продали на «Сотбис» за 120 тыс. евро.
В роли ключевого персонажа появился артист в 1947 году – в драме «Двуглавый орел» авторства того же Кокто, где образ его избранницы воплотила Эдвиж Фейер. Спустя год – в ленте «Ужасные родители», где его партнершей снова стала красавица Жозетт Дэй, и в «Рюи Блас» с Даниэль Дарье в качестве любимой героем королевы. Известно, что на съемках последней из упомянутых лент он, предпочитавший все трюки выполнять самостоятельно, едва не утонул, застряв вниз головой в расщелине между скалами.
В 1949 году актер сыграл Орфея в одноименной ленте-фэнтези. По признанию критиков, роль стала одной из лучших его работ. Картина была номинирована на премию Британской киноакадемии BAFTA.
В 50-60 гг. прошлого столетия артист посвятил новому жанру – фильмам «плаща и шпаги». Его герои – приверженцы кодекса чести, поборники справедливости и защитники слабых. Невероятно популярными стали картины «Граф Монте-Кристо», «Капитан Фракасс», «Горбун».
Возможностью поработать с ним радовались многие именитые режиссеры. Он сыграл у Андре Юнебеля в «Парижских тайнах», у Абеля Ганса в «Битве при Аустерлице», в «Белых ночах» у Висконти. В 1960-х в прокат вышла кинотрилогия о Фантомасе с Жаном в двух ключевых ролях. Его коллегой по площадке был Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва.
Личная жизнь Жана Маре
Первым мужчиной юного «монстра» стал любовник его матери, картежник Жак де Баланси. Позже актер отмечал, что он не испытывал при этом страх, а только любопытство и удивление.
Почти 26 долгих лет любимец женщин был музой и любовником Жана Кокто. Когда великий литератор признался актеру в любви, тот не испытывал к нему тех же нежных чувств, но из уважения солгал, что тоже влюблен. Однако позже он полюбил Кокто всем сердцем. Они были вместе вплоть до смерти режиссера в 1963 году.
С 1942 по 1944 год артист состоял в браке с Милой Парели, его партнершей по картине «Кровать с балдахином». Он предложил ей расписаться, когда находился на фронте, якобы чтобы получить четырехдневный отпуск. Ходили также слухи о его романтических отношениях с Марлен Дитрих. Но в действительности они были просто хорошими друзьями. А после ухода из жизни Кокто у артиста была недолгая связь с танцовщиком Жоржем Райхом.
В 1962 году кумир зрителей усыновил 19-летнего Сержа, паренька цыганского происхождения. Он мечтал дать ему хорошее образование и достойное воспитание. Но юнца занимали исключительно деньги Маре и девушки. Вскоре он исчез из поля зрения названного папы, признавшего свою идею с усыновлением ошибкой.
От природы актер был застенчивым и деликатным. Он не позволял себе бестактностей, никогда не акцентировал внимание на своей нетрадиционной ориентации, но и не скрывал своих наклонностей, что было редкостью в его время.
Последние годы жизни
В конце жизни артист сосредоточился на театральных постановках: блистал в «Короле Лир» по Шекспиру, в «Тартюфе» по комедии Мольера, «Сид» по пьесе в стихах Корнеля.
В 1960-х он покинул Париж и приобрел виллу в Валларисе, что на Лазурном берегу. Там он занялся рисованием, скульптурой, подружился с семьей гончаров Паскали и освоил азы этого ремесла. Когда его скульптуры увидел Пикассо, то возмутился, что человек, одаренный такими способностями, тратит время на актерство.
С 1970 по 1995 год Жан обогатил свою фильмографию новыми кинолентами, включая «Отверженных» с Жаном-Полем Бельмондо и мелодраму «Ускользающая красота».
В 1970-х вышла книга «Сказки Жана Маре» с изящными авторскими иллюстрациями. Отдавая дань памяти и уважения своему другу Кокто, он написал о нем книгу, а в 1983 году в Theatre de VAtelier поставил пьесу «Кокто-Маре».
В 1988 году у актера диагностировали онкологическое поражение костного мозга. Но о своем заболевании он не подозревал – друзья решили не говорить ему об этом. В 1996 году, накануне театральной премьеры по пьесе Шекспира «Буря», он попал под дождь, тяжело заболел, но шутил, что публика его не одобрит, если он умрет в момент, когда город оклеен афишами с его изображением. В 1998 году он уже с трудом передвигался, но посетил художественную выставку в Каннах с экспозицией его полотен. В ноябре того же года он ушел из жизни от отека легких.
Могилу выдающегося француза на кладбище Валлариса стерегут скульптуры львов с человечьими глазами его работы. Все свое имущество он завещал супругам Паскали. Но сын Серж в суде оспорил завещание и выступил против любых компромиссных решений. Наследство Маре осталось под судебным арестом.