Имя и фамилия: | Пьер Ришар |
ФИО на английском: | Pierre Richard |
Год рождения: | 1934 |
День рождения: | 16 августа |
Возраст: | 85 |
Место рождения: | г. Валансьен, Франция |
Род деятельности: | актер, зарубежный актёр |
Рост: | 178 см. |
Вес: | 75 кг. |
Зодиак: | Лев |
Восточный гороскоп: | Собака |
Соцсети: | FacebookTwitterWikipedia |
Биография Пьера Ришара
Пьер Ришар – гениальный французский комедийный актер, легенда мирового кинематографа и такой же символ Франции, как Эйфелева башня, Лувр или Нотр-Дам-де-Пари. Фильмы с участием Ришара уже более сорока лет не теряют своей актуальности, вызывают приступы гомерического смеха и заставляют искренне сопереживать его нелепым, но таким обаятельным героям: «Игрушка», «Высокий блондин в черном ботинке», «Невезучие» и многие другие.
Ришар – один из немногих зарубежных актеров, который навсегда покорил сердца советских зрителей и является желанным гостем на территории бывшего СССР. Каждый его приезд превращается в знаменательное событие, да и сам Пьер отмечает, что так, как в России, его не принимают ни в одной стране мира.
Детство и юношеские годы
Полное имя нашего героя – Пьер Риша́р Мори́с Шарль Леопо́льд Дефе́. Он родился в небольшом старинном французском городке Валансьен, в респектабельной семье крупного текстильного промышленника. Его папаша был игроком и гулякой, промотал свое состояние еще до рождения сына и оставил семью на попечение своего отца, знатного французского аристократа Леопольда Дефе, навещал сына крайне редко.
Свое детство Пьер провел в огромном особняке, обнесенном высоким забором. Дед, набожный католик, воспитывал внука в строгости и на корню пресекал даже самые невинные шалости. Отдушиной для мальчика были визиты к дедушке по материнской линии, щедрому, веселому и эмоциональному итальянцу, который без памяти любил внука и во всем ему потакал. Впоследствии он единственный из всей семьи поддержал желание Пьера стать актером и не сомневался, что парень обязательно преуспеет.
Знакомство с двумя противоположными мирами помогло Пьеру еще в детстве прочувствовать и элегантность светского общества, и вкус к жизни простых людей.
Детские годы Ришара пришлись на войну и оккупацию Франции немецкими захватчиками. По соседству жил еврейский мальчик, который ходил с нашитой звездой Давида на одежде, а затем куда-то бесследно исчез. Став взрослым, Пьер понял, что произошло с этим ребенком и его семьей.
Когда внук подрос, Леопольд определил его в закрытый пансион для мальчиков, где Пьер вынужден был находиться пять дней в неделю. В заведении учились преимущественно дети простых горожан – ремесленников, крестьян и шахтеров, и Пьер, приезжавший в школу на лимузине, был для них чужаком, объектом для насмешек и издевательств. Но вместо того чтобы обижаться и лезть в драку, Пьер отшучивался и рассказывал смешные истории и вскоре завоевал уважение и авторитет в коллективе.
Деду тоже нравились импровизации внука, он часто просил его декламировать стихи перед гостями. Однажды он предложил Пьеру выступить в образе Сирано де Бержерака и даже достал ему костюм и шпагу. Получился настоящий спектакль, который был встречен бурными овациями. Именно тогда двенадцатилетний мальчик впервые почувствовал себя артистом и «заболел» театром и кино.
Еще одним увлечением нашего героя был джаз – юноша коллекционировал пластинки и даже (втайне от деда) пробовал учиться играть на трубе. В старших классах его кумиром стал Дэнни Кей – замечательный танцор и комик, звезда американских мюзиклов. Пьер не пропускал ни одного фильма с его участием, заучивал движения, мимику и танцевальные па, а дома повторял их перед зеркалом.
Желание стать актером пробудила в юноше и красавица Марина Влади, в которую он пылко влюбился еще в школьные годы. Пьер понимал, что для достижения своей цели ему необходимо овладеть не только актерским мастерством, но и научиться профессионально петь и танцевать. Все это ему очень нравилось, и после окончания школы юноша объявил, что хочет поступать в театральную школу. Эта идея вызвала бурый протест у родственников – авторитарный дед мечтал, что внук продолжит семейное дело и слышать не хотел ни о кино, ни о театре. Но Пьер настоял на своем и, рассорившись с семьей, отправился в Париж.
Начало творческого пути
Первая попытка Ришара поступить на театральные курсы потерпела фиаско – преподаватели скептически отнеслись к его внешним данным, которые, по их мнению, не соответствовали образу драматического актера. Но Пьер был настойчив и все-таки поступил на курсы Шарля Дюллена, а спустя некоторое время уже проходил стажировку у знаменитого театрального режиссера Жана Вилара. Правда, доверяли ему незначительные роли типа «кушать подано», и театр очень быстро ему наскучил. Он начал искать другую форму самовыражения, подрабатывал на сценах мюзик-холлов и парижских кабаре и постепенно стал формировать свой собственный стиль.
Спустя некоторое время Ришар увлекся балетом. Он чуть было не попал в труппу знаменитого французского хореографа Мориса Бежара. Маэстро разглядел в смешном нескладном юноше задатки превосходного танцовщика и лично пригласил его к себе в коллектив. В это же время Пьеру и его партнеру по сцене Виктору Лану предложили выступать в престижном мюзик-холле «Бабино» на Монпарнасе, и Ришар не решился подвести своего приятеля. Именно в этом дуэте и родился его культовый персонаж, популярность которого растянулась на многие годы.
Роли в кино
Выступая в мюзиклах и оттачивая свое сценическое мастерство на подмостках кабаре, Пьер в глубине души надеялся, что его заметит кто-нибудь из режиссеров и позовет в кино. Так и случилось – в 1967 году Ив Робер пригласил Ришара сыграть небольшую роль в комедии «Счастливчик Александр».
Знакомство с режиссером стало для Пьера настоящим подарком судьбы – через пять лет он исполнил главную роль в комедии «Высокий блондин в черном ботинке» (1972), которая стала классикой французского кинематографа.
https://www.youtube.com/watch?v=Nv_yRoOH2EQ
В 1974 году на экраны вышло «Возвращение высокого блондина», которое было встречено с не меньшим восторгом, а за Ришаром окончательно закрепилось амплуа трогательного неудачника, который постоянно попадает в комичные ситуации. Актер был ничуть не против такой маски, ведь во многом она соответствовала его истинной натуре, и перевоплощаться в своих нелепых персонажей ему не составляло особого труда.
Ришаром заинтересовались лучшие французские режиссеры, например, Клод Зиди, который предложил актеру главные роли в картинах «Он начинает сердиться» (1974) и «Не упускай из виду» (1975). Стоит отметить, что эти ленты имели успех не только во Франции, но и в Советском Союзе.
Но настоящий фурор произвела комедия «Игрушка» (1976), которая сделала Ришара кинозвездой мировой величины. В центре сюжет оказались отношения избалованного сына миллионера Эрика и безработного журналиста Перрена, который «приглянулся» мальчику в качестве живой игрушки. Постепенно Перрен понимает, что его «владелец» в глубине души – несчастный ребенок, и становится его лучшим другом.
В основу фильма был положен случай, который режиссер Франсис Вебер лично наблюдал в одном из парижских магазинов. Ришару настолько понравился этот сюжет, что он не только с удовольствием взялся исполнить главную роль, но и стал продюсером фильма. Роль избалованного наследника миллионера сыграл Фабрис Греко, сын одного из членов съемочной группы. Несмотря на такой яркий дебют в кино, мальчик не стал актером, а после школы выучился на программиста и работает веб-дизайнером.
Дружба Ришара с Вебером стала основой их многолетнего сотрудничества, благодаря которому родились такие шедевры комедийного жанра как «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986). Искрометный тандем Пьера Ришара с Жераром Депардье был признан одним из лучших комедийных дуэтов современного кинематографа, эти картины хорошо известны зрителям всех континентов и пересказывать их сюжеты нет никакого смысла.
Заслуживают внимания и другие комедии с участием нашего героя – «Укол зонтиком» (1980), «Короли шутки» (1985), «Налево от лифта» (1988) и многие другие. Восьмидесятые годы можно считать расцветом кинематографической карьеры Ришара и пиком его творческой деятельности. За последующие годы фильмография актера пополнилась еще тремя десятками талантливых интересных ролей, но ни одна из них не может сравниться по популярности с работами того времени.
В российском кинематографе
Пьер очень популярен на территории бывшего СССР. Впервые он посетил Москву в 1989 году и с тех пор еще не раз приезжал в нашу страну, побывав даже во Владивостоке.
В 1996 году он снялся в сатирической комедии грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», которая была номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм. За роль француза-путешественника Паскаля Ришар удостоился премии Каннского фестиваля как лучший актер.
В 2005 режиссер Вячеслав Рогожкин пригласил Ришара принять участие в съемках сериала «Парижане». Актер сыграл учителя труда Михаила Кувалдина, задумавшего построить в глухой тамбовской деревушке точную копию Эйфелевой башни. В картине были задействованы Евгений Стычкин, Амалия Гольданская, Елена Захарова, Сергей Астахов, Антон Макарский и многие другие российский актеры, а также игроки московского футбольного клуба «Спартак».
На съемочной площадке Пьер провел три дня и был поражен теплым приемом, который оказали ему местные жители. Они несли любимому актеру зимнюю одежду, угощения и подарки и, несмотря на мороз, круглосуточно дежурили возле его гостиницы. К сожалению, картина не вышла в широкий прокат и была выпущена только на компакт-дисках. Однако Ришар не теряет надежды еще раз сняться в российском кино, особенно ему хотелось бы поработать с Никитой Михалковым и сыграть роль булгаковского Шарикова.
https://www.youtube.com/watch?v=eDNRhkKvh6Y
Несмотря на любовь к России и особенно к Москве, Ришар не собирается следовать примеру Жерара Депардье, получившего российское гражданство ради налоговых послаблений. «Я парижанин с детства. Что поделать, буду платить налоги», – рассказал в интервью НТВ Пьер. Примечательно, что и в Голливуд актер никогда не стремился.
Режиссерские работы
В 1970 году Пьер Ришар снял свой первый фильм «Рассеянный», идея сценария которого принадлежала тоже ему. Главный герой, рассеянный молодой человек с богатым воображением, приходит на работу в рекламное агентство и устраивает там настоящий переполох. Фильм получился очень смешной и был тепло встречен зрителями. Мало кто заметил, что в картине был выражен явный протест против навязчивой рекламы, бесцеремонно вторгающейся в нашу жизнь.
Все последующие режиссерские работы Ришара также были наделены глубоким смыслом и являлись своеобразными памфлетами, призванными повлиять на общественное мнение. В фильме «Несчастье Альфреда» (1971) он осуждает оболванивание людей посредством телевидения, в картине «Я ничего не знаю, но все скажу» (1973) обличает торговцев оружием.
В желании донести до зрителя важные для него вещи проявлялась двойственность натуры Ришара, присущая ему еще с детства. Будучи сыном аристократа, он не чувствовал себя типичным буржуа и с помощью фильмов пытался выразить недовольство сложившимся социальным устройством, высмеивая военных, полицейских, священников и боссов. Так же во многих его картинах фигурировал образ отца, с помощью которого Пьер словно заново переживал собственную личную историю.
В работе над своими картинами Ришару помогал Ив Робер, ставший его близким другом. Поэтому Пьер не смог отказать приятелю, когда тот позвал его на главную роль в «Высоком блондине». Невероятный успех картины и съемки второй части ленты отодвинули на второй план режиссерские проекты Ришара, а после триумфа «Игрушки» ему и вовсе стало не до этого. В конце 70-х годов актер основал свою продюсерскую компанию «Фиделин Фильм», которая стала заниматься производством и прокатом фильмов, а также выпуском музыкальных пластинок с его песнями.
Фильмография Ришара насчитывает восемь режиссерских работ, среди которых документальный фильм «Расскажите мне о Че», снятый на Кубе и посвященный легендарному революционеру Че Геваре. Актер также является автором биографической книги «Я ничего не знаю, но все скажу», выпущенной издательским концерном «Фламмарион» в 2015 году.
Личная жизнь Пьера Ришара
Пьер Ришар всегда был очень влюбчивым мужчиной, а женщины отвечали ему взаимностью. Его первой женой стала балерина парижской «Гранд Оперы» Даниэль Минацолли. Влюбленные поженились в 1960 и прожили вместе двадцать лет, вырастив и воспитав двоих сыновей.
Сейчас Пьер жалеет, что из-за плотной занятости на съемках мало уделял времени подрастающим сыновьям. Недостаток отцовской любви ему удалось компенсировать уже в зрелом возрасте, сейчас он очень близок с детьми и четырьмя внуками и старается проводить с ними как можно больше времени.
Старший сын Оливье стал профессиональным музыкантом, играет на саксофоне, пишет саундтреки к фильмам, выступает в группе «Blues Trottoir», снимается в сериалах и играет с отцом в спектакле «Страсти Ришара».
Его младший брат Кристоф также связал жизнь с музыкой, играет на контрабасе, в 1991 году снимался с отцом в фильме «Витание в облаках». В 2018 году Ришар передал сыну бразды правления своей винодельней, и сейчас Кристоф является главой торговой марки «Chateau Bel Eveque».
К сожалению, брак Ришара не выдержал испытания славой и популярностью. Стоит отдать актеру должное, он ни разу не сказал плохого слова о своей бывшей жене, предпочитая не выносить «сор из избы». После развода у него был романы с актрисой Мюриэль Дюбрюль и юной марокканской моделью Айшей, а сейчас его спутницей жизни является бразильянка Сейла Ласерда, которая младше мужа почти на тридцать лет.
Супруги вместе уже два десятка лет, и Пьер до сих пор не верит своему счастью, находясь рядом с этой удивительной женщиной. Когда они познакомились, Сейла не видела ни одного фильма с участием Ришара и с трудом изъяснялась на французском, а Пьер и вовсе не мог выговорить ни одного слова по-португальски. Но искра, пробежавшая между ними, была настолько мощной, что влюбленные прекрасно понимали друг друга и без слов.
Благодаря Сейле Ришар перебрался из своей плавучей баржи на Сене в большой уютный дом в центре Парижа и наконец-то зажил жизнью респектабельного буржуа. Правда, некоторые привычки молодости у него остались – актер предпочитает передвигаться по городу на любимом мотоцикле, много путешествует, любит вкусно поесть и пропустить за обедом пару бокальчиков вина.
Пьер Ришар сейчас
Отметив 85-летие в 2019 году, Ришар не собирается почивать на лаврах и продолжает радовать поклонников новыми ролями. В 2018 он снялся в комедии Дани Буна «От семьи не убежишь» и забавной ленте с переодеваниями «Мадам Миллс, идеальная соседка». В 2019 на экраны вышли еще две картины с участием нашего героя – «Старые хрычи» Кристофа Дютюрона и «Все из-за девушек» Паскаля Тома.
С 1996 года наш герой преданно служит парижскому театру «Алеф». На спектакль «Пьер и сын», где наш герой играет главную роль, практически невозможно достать билеты. Так же при полных аншлагах проходит постановка «Страсти Ришара», где актер выходит на сцену с одним из своих сыновей.
Летом 2019 Ришар был приглашен в качестве почетного гостя на кинофестиваль «Хрустальный источник», проходивший в Ессентуках. Актер выступил на открытии, получил из рук организаторов почетный приз «За высокое служение искусству» и рассказал о своих ближайших планах. За время своего визита Пьер успел осмотреть лермонтовские места, полюбоваться величественной кавказской природой и попробовать целебную минеральную воду из местных источников.
Буквально на каждом шагу актера сопровождали толпы восторженных поклонников, желающие взять у него автограф или сфотографироваться на память. Ришар был настолько тронут теплым приемом, что пообещал снова вернуться в следующем году и привезти с собой семью.
Мало кто знает, что Пьер является успешным бизнесменом, владеет рестораном «Au Pied de Chameau» в центре Парижа и винодельней в южной Франции, производящей около восьмидесяти тысяч бутылок вина в год. Как несложно догадаться, интерес к виноградарству привил ему давний приятель и коллега по съемочной площадке Жерар Депардье, который является истинным ценителем хорошего вина и имеет собственные виноградники не только во Франции, но и в Крыму. Винодельня Ришара экспортирует продукцию в одиннадцать стран Европы, стоимость бутылки колеблется от семи до тридцати евро.