Имя и фамилия: | Георгий Милляр |
Отчество: | Францевич |
ФИО на английском: | Georgy Millyar |
Год рождения: | 1903 |
День рождения: | 7 ноября |
Место рождения: | Москва |
Род деятельности: | актер, русский актёр |
Рост: | 164 см. |
Зодиак: | Скорпион |
Восточный гороскоп: | Кролик |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Георгия Милляра
Георгий Францевич Милляр — легендарный советский актер французского происхождения, прославившийся благодаря ролям в фильмах-сказках Александра Роу: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо. В 1988 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
Детство
Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.
Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.
Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.
В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.
С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».
Театр
Окончив школу в 1917 году, Георгий устроился работать бутафором в местный театр. Но на этой «черной работе» ему пришлось пребывать недолго. Актриса, которая должна была играть Золушку в детском спектакле, заболела, а заменить ее было некому. Милляр вызвался помочь и сыграл так, что стал одним из ведущих артистов.
Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.
Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.
Работа в кино
Мечтой Георгия Францевича всегда был кинематограф. С 1931 года он сыграл несколько эпизодов в таких фильмах, как «Марионетки» и «Рваные башмачки».
Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.
Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).
Коронной для Георгия Францевича стала роль Бабы-Яги. Впервые ее пришлось играть в фильме «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на нее пробовалась Фаина Раневская, но Милляр убедил режиссера, что мужчина справится лучше, ведь не каждая женщина согласится ради роли себя изуродовать. В этом фильме актер сыграл еще 2 роли — старика-отца и седого гусляра.
В 1941 году Георгий ушел из театра навсегда, всецело отдавшись кино. Милляр был увлеченным актером: сам создавал эскизы для костюмов, продумывал до мелочей жесты и мимику. Все его роли требовали сложного грима, который приходилось накладывать по 6 часов. Однажды гримеры сожгли актеру лицо перекисью водорода. Но он никогда не жаловался.
Кощея Милляр играл, будучи больным малярией. Актер подхватил болезнь во время эвакуации съемочной группы в Душанбе. Милляр весил 48 килограмм и буквально превратился в живой скелет, так что играть чудовище на этот раз мог почти без грима, особенно после того, как сбрил волосы и брови.
Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром.
Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.
Так оно и случилось. После смерти режиссера 28 декабря 1973 года Милляра постепенно начали забывать. Он играл эпизоды, озвучивал мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но уже не мог найти себя за пределами «сказочного амплуа». Георгий Францевич всегда мечтал о серьезных ролях, хотел сыграть Суворова и Вольтера. Но его мечта так и не исполнилась.
Личная жизнь Георгия Милляра
В биографии актера никогда не было бурных романов с актрисами. Может быть, именно поэтому до сих пор ходят слухи о его гомосексуализме. На самом деле, сейчас бы Милляра скорее назвали бы асексуалом.
В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.
Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.
Милляр относился к жене с большой нежностью, настоял, чтобы она ушла с работы, называл Манечкой. Марья Васильевна в ответ звала его Кошей, всюду ездила с ним на съемки, ревновала к партнершам.
У актера всю жизнь были напряженные отношения с советской властью. Милляр не забыл, что его семью обокрали, к тому же ему пришлось изменить фамилию, скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах на Мосфильме он писал: «Происхождение простое, языкам не обучался». Можно представить, что в такие моменты актер чувствовал себя предателем. Может быть, именно поэтому он любил выпивать на съемочной площадке. Но водку не любил, предпочитал дешевый портвейн.
Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.
Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.
К этому же юбилею его пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Милляр подошел к этой части со всей ответственностью. Он знал, что в зале 850 зрительских мест, и нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой – для каждого юного зрителя. Но в назначенную дату за ним так и не прислали машину, никто даже не позвонил и не сообщил, что выступление отменилось. Часть рисунков разошлась по знакомым актера, часть осела в музейных архивах.
Смерть
Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.
Будучи верующим человеком, накануне смерти вызвал на дом святого отца, чтобы исповедоваться. Похоронили актера на Троекуровском кладбище.
Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.
Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».