Имя и фамилия: | Алексей Петренко |
Отчество: | Васильевич |
ФИО на английском: | Alexey Petrenko |
Год рождения: | 1938 |
День рождения: | 26 марта |
Место рождения: | с. Чемер, Украина, Черниговская область |
Род деятельности: | актер, русский актёр |
Рост: | 190 см. |
Зодиак: | Овен |
Восточный гороскоп: | Тигр |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Алексея Петренко
Алексей Петренко – советский и российский актер кино и театра, Народный артист РСФСР. Он родился в трудное для страны время, пережил множество лишений в детские и юношеские годы, но подарил зрителям десятки запоминающихся образов. Самые известные роли Петренко – в фильмах «Агония» (1975), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Женитьба» (1977), «Жестокий романс» (1984), «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), «Узник замка Иф» (1988), «Похороните меня за плинтусом» (2008), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009) и многие другие.
Детство и юность
Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области УССР. Отца, Василия Алексеевича, который не смог лишить семью последнего куска хлеба и выполнить неумолимо растущие нормы хлебосдачи, в 1935 году сослали на строительство Беломорканала, откуда он сбежал и скрылся в Черниговской области.
Когда Петренко-младшему исполнилось 11 лет, его семья – Алексей, родители и его старший брат Федор – перебралась в Чернигов, где купила половину дома на Боровой улице.
В детстве Алексей, выросший крепким и рослым юношей, увлеченно занимался борьбой, позже начал параллельно посещать драмкружок. Как вспоминал сам Алексей, он с детства обожал смешить других людей. За чувство юмора его обожали сверстники. Как-то раз в драмкружке ему предложили сыграть женскую роль (школы в то время еще были раздельными). Несмотря на этакую грубость дворового пацана, он прекрасно вжился в роль и сыграл очень убедительно – какое-то время даже друзья подозрительно посматривали. А это было первое публичное выступление Алексея.
Мама поддерживала увлечение сына, а вот отец был резко против – не мужское это дело, считал он, потомственный крестьянин. Много раз он ходил к преподавателю кружка, убеждал «выгнать Лешку из артистов». А однажды, перед самой премьерой школьного спектакля, заставил Алексея ехать за торфом на подводе в сильный мороз. Парень заболел, потерял голос, но все равно вышел на сцену и блестяще отыграл.
После окончания школы Петренко два года пытался поступить в Киевский театральный институт, но не мог справиться с экзаменами по русскому и украинскому языкам. В перерывах между вступительными испытаниями Алексей работал слесарем, кузнецом и матросом. Позже актер признавался, что рабочий народ, в особенности кузнецы, дал ему не меньше опыта, чем коллеги-актеры.
На третий раз Алексею наконец удалось стать студентом Харьковского театрального института.
Актерская карьера
После окончания института в 1961 году Петренко по распределению два года работал в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса. Затем последовал год работы в Донецком областном русском драмтеатре в городке Жданов.
1964 году режиссер и педагог Игорь Владимиров, которому написали письмо работники Ждановского театра с просьбой забрать талантливого парня, пригласил Петренко в Ленинградский театр им. Ленсовета, где Алексей трудился следующие 13 лет.
Кадры с первой ролью Петренко в кино сегодня отыскать не так просто. В 1966 году актер снялся в фильме «Начальник Чукотки», в котором сыграл маленькую роль бандита. Но перед самой премьерой режиссеру Виталию Мельникову было приказано вырезать сцену разбоя, в которой появился Петренко (хотя в титрах фамилия актера осталась), так как сам факт «бандитизма» показался цензорам неприемлемым, позорящим советский строй.
А Алексей об этом и не догадывался. Он пригласил на премьеру своего хорошего друга и испытал огромную неловкость, когда не увидел себя в картине. Но режиссер Мельников чувствовал свою вину и десять лет спустя пригласил Петренко на роль Подколёсина в картину «Женитьба».
Год спустя зрители все же смогли оценить актерский талант 29-летнего Алексея, когда тот появился в небольшой роли в мелодраме «День солнца и дождя» Виктора Соколова и Эдварда Радзинского.
До 1974 года Петренко занимался, в основном, театром (в этот период выпущено несколько фильмов-спектаклей с его участием) и появлялся в маленьких ролях в кино. Поворотным моментом в кинокарьере Алексея стала главная роль в исторической драме Элема Климова «Агония», в которой актер сыграл Григория Распутина.
Интересно, что перед утверждением кандидатуры Петренко режиссер решил организовать встречу актера с главным светским предсказателем Вольфом Мессингом. Много лет спустя Алексей снялся в сериале, посвященному этому загадочному человеку, с которым он был знаком лично. Съемки «Агонии» отнимали немало сил и энергии – в итоге Алексея забрали на скорой со стенокардией. Однако драма стала визитной карточкой артиста и получила несколько престижных наград, хотя на советских экранах появилась лишь в 1985 году.
Работа с известным кинорежиссером привлекла внимание других мастеров к малоизвестному на тот момента актеру, которому было уже почти 40 лет. В 1976-1977 годах Петренко сыграл несколько запомнившихся зрителям ролей: в фильмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Беда», в исторической мелодраме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (с Владимиром Высоцким) и комедии «Женитьба» по одноименной пьесе Гоголя (реж. Виталий Мельников).
В 1977 году Петренко перебрался в Москву. С момента переезда в столицу и до 1992 года актер успел поработать в Театре на Малой Бронной, Театре на Таганке, МХАТе, Московском «Театре-21» и «Школе современной пьесы».
В 1984 году Петренко досталась главная роль богатого купца Кнурова в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», в котором дебютировала Лариса Гузеева. Фильм вызвал оглушительный зрительский успех и получил несколько престижных наград. Кнуров в исполнении Петренко был не типичным меркантильным дельцом – он демонстрировал искреннее благоговение перед красотой Ларисы Огудаловой.
На Алексея посыпались главные роли: «Лев Толстой» (реж. Сергей Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Владимир Фокин), «День гнева» (первый советский ужастик от режиссера Суламбека Мамилова), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (реж. Юрий Кара) и др.
Роли Петренко не были однотипными: американский журналист, английский король Карл I, простой лесник, блаженный Лука, главарь банды, португальский монах и даже Иосиф Виссарионович Сталин и его двойник. Приглашали Алексея поработать и в заграничных проектах – во Франции, Болгарии, ФРГ. В театре он был задействован как в пьесах по Тургеневу, Чехову и Гоголю, так и по Вампилову, Достоевскому и Горькому.
К распаду СССР в его обширной фильмографии скопилось уже 50 ролей, еще больше появилось впоследствии. Их могло быть еще больше, но временами актер впадал в «минорное» настроение. Пропадало желание сниматься, играть. Если в такое время ему поступали новые предложения, он отказывался – душа не лежала к работе. Многие режиссеры принимали это за проявления «неуживчивого характера».
После распада Союза Петренко снимался реже. Но всё вернулось на круги своя в 1998 году – с ролью разудалого генерала-пьяницы Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. В 2000 году его утвердили сразу на несколько важных ролей. В частности, актер сыграл британского писателя Артура Конана Дойля в ставшем невероятно популярном сериале Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, появился в комедии Георгия Данелии «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе.
На седьмом десятке Алексей продолжал упорно работать: самыми его яркими работами в период с 2001 по 2008 годы можно назвать роли генерала Ардалиона Иволгина в экранизации романа Достоевского «Идиот» (реж. Владимир Бортко), главврача в сериале «Доктор Живаго» по произведению Бориса Пастернака, начальника Малкина в сериале «Гражданин начальник» и ветерана труда в детективе Никиты Михалкова «12».
В конце 2009 году на большие экраны вышел фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Пронзительная драма о сложных взаимоотношениях в семье, в которой Петренко сыграл дедушку главного героя, всю жизнь мирящегося с тираничной супругой (Светлана Крючкова), получил большой резонанс среди зрителей и критиков.
В этом же году Петренко дважды сыграл Сталина: в биографическом сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» и британском фильме Тадеуша О’Салливэна «Навстречу шторму». Таким образом, за всю свою карьеру Алексей предстал в образе Генералиссимуса Советского Союза целых пять раз, включая образ двойника Иосифа Виссарионовича.
В 2011 году Алексей снялся в главной роли пожилого влюбленного Григория Земляникина в популярной комедии «Елки-2», а в 2014 году сыграл советского писателя в мелодраматическом сериале «Уходящая натура», который был представлен на Первом канале. Последними работами Алексея в кино стала роль Григория Земляникина в продолжении новогодней комедии фильма «Елки-5» и роль ведущего в документальном фильме «Влюбленные учителя» (режиссер Азима Расулова).
Личная жизнь Алексея Петренко
В 1960 году Петренко сочетался узами брака с оперной певицей Аллой, у которой уже была дочь Полина от первого мужа. Супруги прожили вместе 19 лет, но в итоге семья распалась. В последние годы Алексей и Алла жили в разных городах (актер – в столице, певица – в Ленинграде), и в Москве у Петренко начался роман с журналисткой Галиной Кожуховой.
После развода дочь Полина осталась с отцом – на этом настоял Петренко. Впоследствии Полина, не сумевшая поступить в «Щуку», вернулась к матери в северную столицу. Первая жена актера с дочерью и внучкой переехали в Мюнхен.
С Галиной Кожуховой Алексей прожил порядка 30 лет. Как родного он воспитал ее сына от первого брака, Михаила Кожухова. Приемный сын Петренко впоследствии стал ведущим программ «Вокруг света» и «В поисках приключений». Счастливую семейную жизнь разрушила смерть Галины в 2009 году.
В 2010 году Петренко взял в жены журналистку и режиссера документального кино Азиму Абдумаминову (Расулову), которая была младше актера на 32 года. Они обвенчались в Киргизии. У Азимы четверо детей, трое их которых – от предыдущего брака. Почти сразу журналистка родила Алексею дочь Алию (в некоторых источниках отцовство Алексея ставится под сомнение из-за его на тот момент уже весьма солидного возраста). Старшая дочь актера Полина Петренко публично назвала Азиму брачной аферисткой, нацелившейся на наследство.
Петренко обладал превосходным голосом и слухом и в 1990-х дал несколько концертов, на которых исполнял оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни, музыкальные пародии.
Алексей был верующим человеком. В его семье никогда не отрицали существование бога. Даже в детстве он, миновав стадии «хочу быть врачом» и «хочу быть военным», загорелся желанием стать священником. Признавшись маме, что хочет поступить в семинарию, он услышал: «Даже не думай, сынок, в этой стране тебе житья тогда не дадут». Когда ему почти исполнилось 60, он испытывал острое желание уйти в монастырь, но батюшка отговорил – из-за возраста. Но всю жизнь Алексей жил как настоящий христианин, руководствуясь принципами Святого Писания.
Смерть
В ночь с 22 на 23 февраля 2017 года Петренко умер в возрасте 78 лет. До последнего дня он был полон энергии и далеко идущих планов. Вдова артиста рассказала, что у ее мужа оторвался тромб, прибывшая скорая уже не смогла ничего исправить. Похороны прошли на московском Николо-Архангельском кладбище.