Имя и фамилия: | Александр Абдулов |
Отчество: | Гавриилович |
ФИО на английском: | Aleksandr Abdulov |
Год рождения: | 1953 |
День рождения: | 29 мая |
Место рождения: | Тобольск, Тюменская обл. |
Род деятельности: | актер, русский актёр |
Рост: | 187 см. |
Зодиак: | Близнецы |
Восточный гороскоп: | Змея |
Соцсети: | Wikipedia |
Биография Александра Абдулова
Александра Абдулова часто называют секс-символом 80-х: благородный, романтичный, интеллигентный красавец, актер театра «Ленком» очаровал зрителей фильмов «Обыкновенное чудо», телеверсии мюзикла «Юнона и Авось», «Формула любви», «С любимыми не расставайтесь», «Ищите женщину» и многих других.
Детство
Саша Абдулов появился на свет 29 мая 1953 года в Тобольске, но своей малой родиной он всегда считал Узбекистан. Туда, в солнечную Фергану, его родители переехали, когда Александру исполнилось три года.
Мальчик рос в театральной семье: папа, Гаврила Данилович, был основателем и худруком Русского драматического театра (первого драмтеатра на территории Средней Азии), мама, Людмила Александровна, работала там же костюмером и гримером.
Стоит отметить, что Александр – третий сын в семье. Супруги также воспитывали сына Людмилы от первого брака Роберта и их старшего общего сынишку Владимира. Когда Абдулова забеременела в третий раз и узнала, у нее опять будет мальчик, то решила сделать аборт – уж больно ей хотелось девочку. Но на медкомиссии женщину все же уговорили рожать, заявив, что ошиблись и под сердцем женщина все-таки носит девочку. Обман вскрылся лишь после родов.
Александр Абдулов дебютировал на сцене в 5 лет, когда вместе с папой вышел на сцену драмтеатра в постановке «Кремлевские куранты». Именно отец, кстати, воспитал в Саше трепетное, сакральное отношение к театру.
В школе Александр учился так себе, из всех предметов искренне любил лишь физкультуру. Часто хулиганил, был замешан во всех дворовых потасовках: если где-то разбивалось окно или кого-то побили, то будущий артист обязательно был где-то рядом. Лет в 13 он начал курить, вместе с приятелями подбирал бычки за взрослыми курильщиками. В школе воровал химикаты и изготавливал из них взрывчатку, иногда втихомолку брал мамин грим, разрисовывал лицо и пугал соседей. Но творческие родители редко наказывали его всерьез, а вот брат, чтобы Саша больше сидел дома и занимался, однажды обстриг ему волосы.
В подростковом возрасте у Абдулова-младшего обнаружился интерес к музыке. Кумирами его стали The Beatles. Через много лет продемонстрировал свою любовь к ливерпульской четверке в авторском фильме «Бременские музыканты и Ко». Семья Абдуловых жила небогато, и Александр сам сделал себе первую гитару. Его друзей это так впечатлило, что в компании его начали звать едва ли не «пятым Битлом».
Значительных успехов он добился и в спорте. Он – мастер спорта СССР по фехтованию; спустя годы в «Обыкновенном чуде» он фехтовал без дублеров.
Семья Абдуловых надеялась, что хотя бы один из сыновей продолжит их дело и свяжет жизнь с театром. Отец настоял на том, чтобы Александр поступил в театральное училище им. Щепкина, однако в тот раз он провалил экзамены и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута, параллельно подрабатывая рабочим сцены в отцовском театре.
Спустя год Александр Абдулов вновь отправился штурмовать столичные театральные. В этот раз ему удалось успешно сдать экзамены в ГИТИС и стать учеником Иосифа Моисеевича Раевского. Первокурснику из глубинки, впрочем, как и многим провинциалам, было нелегко. По ночам он разгружал вагоны, жил в общежитии, но никогда не жаловался на трудности, наоборот, считал такую жизнь нормальной.
Еще будучи студентом, Абдулов начал сниматься в массовке: «Золото» (1970), «Возле этих окон» (1973).
Театральная карьера
В 1974 году талантливого студента на дипломном спектакле заметил Марк Захаров и пригласил его в «Ленкоме» – сыграть главную роль (лейтенант Плужников) в спектакле «В списках не значился». Эта работа принесла актеру премию «Театральная весна».
С этого времени Абдулов связал свою жизнь с театром Марка Захарова, став частью труппы, в которой уже играли Олег Янковский, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов. За годы службы Абдулов сыграл в 17-ти постановках «Ленкома». Среди них: «Гамлет», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Женитьба», «Затмение», «Варвар и Еретик», роль в котором была отмечена премией «Хрустальная Турандот».
Но самой запоминающейся постановкой с его участием стал мюзикл «Юнона и Авось», где также принимали участие Николай Караченцов и Елена Шанина. За 35 лет, прошедших со дня премьеры (9 июля 1981 года), его поставили на сцене «Ленкома» более 1500 раз. Абдулов выходил на сцену в трех образах: человека от театра, пылающего еретика и Фернандо Лопеса.
Абдулов играл столь убедительно, что как-то раз американцы, пришедшие посмотреть на «Юнону и Авось», решили, что еретика с факелами играет настоящий душевнобольной – такой отрешенный взгляд был у актера в этой сцене.
Александр Абдулов в кино
Кинокарьера Абдулова начала развиваться в середине 70-х. После ряда ролей в массовке он получил роль десантникам в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», причем помощник режиссера Пташука наткнулся на него случайно. После была работа в получасовой короткометражке «Вера и Федор». Режиссер Виталий Гоннов выбрал Абдулова, «потому что он был чертовски красив!».
Затем актер снялся в «12-ти стульях» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым – Абдулов сыграл мужа Эллочки-людоедки. К слову, это его первая кинематографическая работа у Марка Захарова.
А в 1978 году он исполнил главную роль в экранизации сказке Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», над которой работал Марк Захаров. Абдулов сыграл медведя, которого давным-давно волшебник превратил в человека. С одним условием – если его поцелует девушка, он снова станет медведем. Прошло много лет, и в жизни юноши-медведя появилась принцесса (Евгения Симонова), и ее поцелуй наверняка обратит его обратно в зверя.
После выхода фильма на экраны к Абдулову пришла народная слава и обожание женской половины телезрительниц. А в 1979 году на экраны вышла мелодрама «С любимыми не расставайтесь» с Абдуловым и его супругой Ириной Алферовой в главных ролях. Сюжет рассказывал о супругах в разводе, которые пытаются вновь начать совместную жизнь.
После премьеры Александра и Ирину начали называть самой красивой парой отечественного кинематографа. Когда в интервью актера спросили, трудно ли было сниматься вместе с женой, он ответил: «Трудно – потому что чувствуешь двойную ответственность, и приятно – потому что только на съемках фильма я ощутил, насколько Ирина талантлива».
В 80-е годы слава Абдулова лишь множилась. Потрясающе энергичный, работоспособный актер мог сниматься одновременно в нескольких картинах. Так, во время съемок «Чародеев» он был задействован еще в четырех фильмах, поэтому только ночью он мог перевоплощаться в Ивана Пухова. Поэтому режиссер «Чародеев» Константин Бромберг был вынужден часто прибегать к помощи дублеров. Так, в сцене «Три белых коня» вместо Абдулова играет дублер.
Персонажи Абдулова сразу западали в душу зрителям: и Рампкопф из комической картины «Тот самый Мюнхгаузен», и доктор Симпсон из «Дома, который построил Свифт», и Жакоб из комедии «Формула любви», и рыцарь из притчи «Убить дракона»…
Яркий талант Абдулова использовали, пожалуй, все видные режиссеры Советского Союза: его можно было видеть в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова, «За прекрасных дам» Анатолий Эйрамджана, детективах «Ищите женщину» Аллы Суриковой и «Десять негритят» Станислава Говорухина, приключенческих фильмах «Тайны мадам Вонг» Степана Пучиняна и «Золото» Фабио Бонци, историко-костюмной ленте «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой.
Глубокие драматические роли исполнил он в лентах «Над темной водой» Дмитрия Месхиева, «Сошедшие с небес» Натальи Трощенко, «Храни меня, мой талисман!» и «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, «Факты минувшего дня» Владимира Басова.
В 1991 году Абдулов начал сотрудничать с режиссером Виктором Сергеевым. Их первое детище – детектив «Гений». Далее последовала мелодрама с элементами криминала «Странные мужчины Семеновой Екатерины».
В 2000 году артист представил публике свой режиссерский дебют – игровой фильм «Бременские музыканты и Со». В картине бременские музыканты появляются в костюмах «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и улетают на «Желтой подводной лодке» – дань так любимым Абдуловым «The Beatles».
В 2006 году он появился в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко в роли слуги Воланда – Коровьева-Фагота.
Личная жизнь Александра Абдулова
Абдулов тяготился популярностью и преследующим его женским вниманием. Он хотел, чтобы его воспринимали как актера, а не как слащавого красавчика с экрана. И о личной жизни он распространяться не любил.
Из-за яркой внешности Абдулов считался магнитом для женщин еще в родной Фергане. В него были влюблены все одноклассницы и дворовые девчонки, ведь этот красавчик был еще и галантным джентльменом, несмотря на славу хулигана.
В 14 лет он впервые по-настоящему влюбился. Счастливицей стала его одноклассника Наталья Несмеянова. Их роман был не по-детски серьезным, однажды Саша даже убежал из дома, когда поругался с подругой. Чувства сохранились и на расстоянии: уже после первого курса ГИТИСа Александр вернулся в Фергану и первым делом отправился к Наташе, но вернулся от нее чернее тучи. Он звал ее с собой в Москву, но она не решилась, сочла его предложение ребячеством.
Забыть о Наталье Абдулову помогла Татьяна – высокая блондинка, студентка медицинского института, с которой Александр познакомился в 1973 году на студенческой дискотеке. Их роман развивался стремительно; дело дошло до того, что руководство ГИТИСа ребром поставило вопрос об отчислении студента Абдулова – он постоянно пропускал занятия, чтобы провести время с любимой.
Все рухнуло в один миг: вернувшись к Татьяне с очередного студенческого собрания, на котором его распекали, он застал свою девушку в объятиях другого мужчины. Абдулов вернулся в общежитие, заперся в комнате и перерезал вены. Его спас сосед по комнате Саша Мягченков, вернувшийся домой раньше положенного. «Дурак был!», – позже вспоминал: Абдулов.
В 70-е годы Александр Абдулов влюбился в американку, вице-президента крупного столичного банка. Отношения зашли достаточно далеко, из-за чего актера вызвали на Лубянку. В КГБ объяснили, что его возлюбленная – шпионка. Сотрудничать с силовиками Абдулов отказался, но с возлюбленной его все-таки вынудили расстаться.
Из-за этой истории долгое время артист был «невыездным». Так, у него сорвались гастроли в Португалии, а если его и выпускали за рубеж, то лишь в сопровождении «искусствоведов в форме».
После этого актер закрутил роман с танцовщицей Татьяной Лейбель. Об их страстном романе говорила вся Москва. «Нашу любовь погубила зависть окружающих», – считала Татьяна.
В 1976 году на службу в «Ленком» поступила Ирина Алферова, мгновенно покорившая Абдулова. Он признался ей в чувствах, но неожиданно получил отказ. Ирина, только что расставшаяся с возлюбленным, болгарином Бойко Гоюровым, на память о котором у нее на руках осталась 2-летняя малышка Ксения, не хотела пускать в свое сердце кого-то нового.
Но Александр твердо решил, что Ирина – та самая женщина, чьего расположения он будет ждать годами. Но долго ждать не пришлось: в том же год, во время ереванских гастролей «Ленкома», он вновь попытал счастья, и она в шутку ответила: «Пронесешь меня на руках через парк, выйду за тебя!». Александр исполнил ее желание, и по возвращении в Москву влюбленные тайно сочетались браком.
Дочь Ирины актер принял как родную, удочерил и баловал, как мог. Ирина была рядом, когда в жизни Абдулова произошли две трагедии: в 1980 году с разницей в 2 месяца сначала умер его отец, затем уличные хулиганы убили его брата Владимира.
А однажды сам Александр оказался на несколько сантиметров от гибели. Поклонник Алферовой подстерег актера у подъезда и запустил в него топором. Лишь чудом Абдулов сумел увернуться.
Увы, отношения Ирины и Александра не выдержали проверки временем. В 1993 году, после 17-ти лет совместной жизни, казавшейся со стороны безоблачной, супруги разошлись. Он оставил бывшей жене и дочери квартиру, а сам поселился в крошечной каморке «Ленкома».
Поговаривали, что причина крылась в частых интрижках Абдулова, в его неуёмной энергии, которая постоянно искала выход: экстремальный спорт, шумные посиделки с друзьями, азартные игры, творческие вечера, – какая тут может быть тихая семейная жизнь. «В жизни мне нужно совсем другое, но я его понимаю. Он просто такой. Он нужен всем», – вспоминала Ирина.
Александр долго пытался забыться, искал «вторую Алферову» и нашел утешение на груди молодой балерины Галины Лобановой, вместе с которой провел следующие 8 лет. Возможно, их отношения продлились бы дольше, если бы Галина не настаивала на официальной регистрации отношений. А Абдулов же после расставания с Ириной дал себе зарок – больше никогда не жениться.
Разрыв с Галиной погрузил Александра в депрессию, справиться с которой ему помогла журналистка Лариса Штейнман. Но отношения с акулой пера оказались недолговечными, и вовсе не из-за нелюбви актера к представителям прессы. Лариса оказалась на редкость ревнивой штучкой, и однажды, устав от постоянных скандалов, Александр просто поменял замки на входной двери, тем самым поставив точку в их отношениях.
Он все-таки нарушил данное самому себе обещание никогда не жениться. В 2006 году актера стали часто замечать с юной привлекательной брюнеткой Юлии Мешиной. Сначала Абдулов представлял ее знакомым как племянницу, но вскоре раскрыл тайну: девушка оказалась его невестой.
Внушительная разница в возрасте (22 года) не помешала влюбленным чувствовать себя счастливыми. 21 марта 2007 года у них родилась дочь Евгения, которая заставила актера вновь почувствовать себя молодым. Их счастье омрачала лишь все чаще дававшая знать язва желудка.
Смерть Александра Абдулова
В августе 2007 года Александра госпитализировали в Севастополе и экстренно прооперировали – открылась язва. Через пару часов его вернули на операционный стол – едва не отказало сердце. После шести дней в реанимации его перевели в Москву, где наступило ухудшение.
В начале сентября актер полетел на лечение в Тель-Авив. Именно от израильских врачей он услышал страшный диагноз – рак легких четвертой степени. Многолетняя страсть Абдулова к табаку не прошла бесследно. Лечение не дало результатов — 3 января 2008 года 54-летний Александр Абдулов ушел из жизни. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.