Как научить ребенка читать быстро и с удовольствием


Фото: LEGION-MEDIA

Если ваш ребенок плохо читает и, по
возможности, старается избегать встречи с книгой, не спешите отчаиваться. Детям
важно быть успешными и нравится им то, что хорошо получается. Если они
ежедневно чувствуют, что читают, считают, говорят по-английски хуже
одноклассников, никакой любви к этому предмету они испытывать не будут. Даже,
напротив, попытаются саботировать процесс: «Кому нужна эта
математика/литература!?» О том, как исправить ситуацию с чтением, рассказал
основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин

Мониторить качество чтения ребенка нужно с
ранних лет. Если вы хотите сами учить малыша читать, рекомендую изучить
соответствующую литературу перед тем, как покупать красочную азбуку. Многие
проблемы с чтением у ребенка возникают именно из-за родительских ошибок. Часто
детей учат буквам, а не звукам. Вот только когда дело доходит до слогов,
ребенок почему-то читает не «бу», а «бЭу», не «ма», а «мЭа» или «Эма».
Приходится переучиваться. 

Что делать, если
ребенок читает медленно?

Нужно выявить проблему. Не может быть так,
что одинаково плохо все, поэтому надо сесть с ребенком и скрупулезно искать
моменты, которые ему не даются. 

  • Первым делом проверьте, не заменяет ли ребенок звуки на буквы. Для проверки предложите ему листочек с буквами. Покажите ему на букву и попросите ребенка назвать звук. В идеале он должен делать это быстро, без раздумий. Удобно пользоваться карточками. Это листок размером с визитку из бумаги, которая не просвечивает. Подготовьте стопку таких карточек и напишите на одной стороне букву, а на другой — звук. Перемешайте карточки и показывайте ребенку по очереди сторону с буквой. Его задача — как можно скорее назвать звук. Те карточки, что получаются медленнее других или забываются, отложите в сторону. Затем перемешайте их и тренируйте чаще. Потом можно показывать звук (другую сторону карточки) и попросить назвать букву.  

  • Узнайте, не путает ли ребенок похожие по написанию буквы? Например, В и Б. Теперь переходите к открытым, а потом закрытым слогам. Обратите внимания на сложные звукосочетания (например, поРТФель). Сначала выявите проблемные слоги (при чтении текстов). Теперь дайте ребенку столбики со словами, содержащими проблемные места, и тренируйтесь. Чтение — навык, который можно выработать с помощью ежедневной практики.  

  •  Считается, что ребенок должен читать буквы с такой же скоростью, как и числа. Для проверки этого параметра нужно дать ему по очереди длинную последовательность чисел, а потом букв и засечь время.  

  • Если у ребенка просто низкая скорость чтения, попробуйте предложить ему столбики слов разной сложности. Нужно читать слова и оттачивать скорость. Также разгон по скорости обеспечат несколько легких методик скорочтения:

1.Чтение со шторкой. Возьмите обыкновенный
лист бумаги и плавно ведите сверху вниз. Ребенок должен стараться успеть
прочитать строчку, пока вы не закрыли ее.

2. Чтение с мотором. Пусть ребенок сложит все
пальцы кроме больших в замок, а большими (по принципу моторчика) крутит вперед
или назад. Параллельно с этим упражнением нужно читать текст. Чем быстрее будут
двигаться большие пальцы, тем быстрее он будет читать.

3. Чтение с указкой. Возьмите карандаш и
ведите от начала строки к концу, пока ребенок читает текст. Суть в том, чтобы
он успевал читать и не отставал глазами от вашей указки. Все эти методики
отлично тренируют скорость чтения.

Имейте в виду, что достижения ребенка
нужно отмечать и обязательно хвалить его за успехи. Ведите дневник, где будут
отражены результаты. Отработал стопку из «сложных» карточек на 10 секунд
быстрее чем вчера? Читал с методикой «Шторк» 15 минут перед сном? Отлично! Не
скупитесь на похвалу. Так у ребенка будет опыт достижений, и он поймет, что у
него реально получается. 

Что делать, если
ребенок не любит читать?



Фото: LEGION-MEDIA

Это проблема многих родителей. Со
скоростью все в порядке, но вот книгу в руках ребенка увидеть сложнее, чем
черную кошку в темной комнате! Как это исправить? 

  • Не заставляйте ребенка читать. Конечно, чтение развивает словарный запас, кругозор, эрудицию. Мы это
    прекрасно знаем, в отличие от наших детей. Поэтому оставьте ребенка в покое.
    Представьте себя на его месте: стресс из-за контрольных и оценок, домашних
    заданий и ответов у доски. Дети хотят отдохнуть, поэтому обходят книжную полку
    стороной. Попробуйте не заставлять, а «подсунуть» интересную книжку. Поверьте:
    детей и так часто заставляют делать то, что они не хотят, поэтому не
    давите. 

  • Ведите дневник успеха. Если ваш ребенок (особенно подросток) не очень любит себя и не ценит/не
    видит своих достижений, потратьте пять минут в день, чтобы обеспечить ему
    позитивные подкрепления. 

  • Поход за книгой, как приключение. Сходите в магазин за книгой себе и ребенку вместе. Сначала выберете книгу
    для себя и посоветуйтесь с ребенком. Потом обсудите, что хочет ребенок,
    прочитайте аннотации ко всем вариантам, посмотрите рецензии. Выберите самую
    классную книгу, которая действительно понравится. Убеждать ребенка почитать
    хоть страничку не придется, ведь он сам участвовал в выборе. 

  • Личный пример заразителен. Если вы вечерами, например, смотрите телевизор или занимаетесь спортом, не
    удивляйтесь, что ребенок не читает. Очень часто читающий родитель = читающий
    ребенок. Есть исключения, но в большинстве случаев это работает. С малых лет
    видя вас с книгой, у ребенка будет интерес. Попробуйте рассказать о чем вы
    читаете, донести мысль: «И ты тоже можешь прочитать». Так еще до школы вы
    можете помочь ребенку полюбить чтение и спровоцировать стремление узнать.
    Помните, что «Лучший подарок – это книга» (причем не только ребенку, но и
    вам). 

  • Совместное обсуждение прочитанного. Постарайтесь выделить время и прочитать краткое содержание книги, заданной
    ребенку, и обсудите с ним. Вы можете не только показать свою
    заинтересованность, но и передать те сложные моменты из вашего жизненного
    опыта, которые ребенок, возможно, не понимает.

  • Краткое содержание и экранизации. Краткое содержание редко может сравниться с реальным произведением, но,
    если действительно заинтересует ребенка, он обязательно спросит: «Мам, ну что
    там дальше произошло»? Можно смотреть фильмы, вместе читать книги, а потом
    обсуждать и сравнивать. Например, «Гарри Поттер» или «Властелин колец». Такие
    сравнения помогут ребенку быть в тренде. Сейчас очень много экранизаций –
    большой выбор для всей семьи.

Следуйте нашим советам, и ваш ребенок не
будет открещиваться от книг. Поддерживайте его, тренируйтесь и показывайте
личный пример. 

Автор записи: adminpro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *